«Один день из жизни губернии Т.»: И белый пароход уносит меня вдаль…

До больших торжеств, посвященных шикарному букету томских юбилеев, остается чуть больше 70 дней. В начале сентября мы отметим 210-летие Томска, 70-летие Томской области и 410-летие Томской губернии. «ТН» начинают публикацию серии материалов «Один день из жизни губернии Т.». Проект представляет собой газетный документальный фильм, в котором фотографиями мы проиллюстрируем жизнь самых молодых или самых солидных по возрасту и экономическому значению предприятий, знаменитых династий региона, знаковых творческих коллективов, научных сообществ… Смонтировав из этих кадров «кино», мы получим общую картинку одного дня из жизни уникальной и неповторимой нашей Томской области.

завод

Под самый занавес осени этого года Самусьский судостроительно-судоремонтный завод отметит свое 135-летие. Аксакал экономики Томской губернии переживает сегодня поистине второе рождение. В его цехах работает без малого 200 мастеров-судостроителей. Так что завод, как и прежде, – градообразующее предприятие поселка Самусь.

В ноябре 1897 года, перед самым-самым ледоставом, груженный товарами белоснежный купеческий пароход «Гагара» нашел спасение ото льдов в устье реки Самуси. Команда «Гагары» обустроила две землянки – под жилье и мастерские. За зиму провела ремонт парохода и благополучно ушла своим маршрутом, разнося по дороге информацию об удобном месте зимовки в устье таежной реки. С легкой руки инженера барона Аминова здесь и появился судостроительно-судоремонтный завод, на счету которого 340 построенных судов и еще больше – отремонтированных.

самусь

Директор предприятия Виктор Шварц у руля ООО четыре года, но с заводом связана, как практически у каждого в поселке, почти вся его жизнь. Последние два года вызывают у Виктора Густавовича особый оптимизм. В рамках федеральной программы развития транспортной системы России судостроители благословили в путь 19 судов: два на Енисее, пять бороздят просторы Оби, столько же ходят по Иртышу, по три судна работают на Амуре и Лене. По Волге до недавнего времени бегал один самуськовский транспорт. Но в ближайшее время туда отправится еще и этот красавец «444», который вольется в группу обстановочных судов технического флота.

мастер

Когда-то судостроительный славился собственным флотом, и очень многие мастера до сих пор называют себя «водоплавающими», как Александр Селиванов, мастер механосборочного цеха. Моторист, штурман, капитан некогда знаменитого речного толкача «Самусь», родившись в январе

1953-го, уже в апреле с родителями был на реке.

«Я с Нептуном на «ты», всю жизнь на воде. А сейчас суда строю».

Под началом Александра Николаевича 20 слесарей, чья забота – монтаж оборудования: сборка рулевого устройства, установка двигателей и еще множество сложнейших операций, без которых корабль никогда не будет на плаву

транспорт

Самый распространенный вид транспорта у судостроителей – велосипеды и мопеды – расстояния между объектами здесь ого-го: площадь завода

5,5 гектара. Начальник службы безопасности Виктор Губин на своем «горбунке» в день наматывает порядка 20 километров, объезжая территорию завода

никита

Никита Бузин нынче окончил 8-й класс в Самуськах. Лето использует, по собственному признанию, «в корыстных целях» – за любую работу берется. Сейчас с другом-томичом, уже десятиклассником Лешей Михайловым, занят покраской металлоконструкций: «На каникулах завод дает возможность заработать хорошие деньги. Если очень-очень постараться, то тысяч 20 можно получить»

сварщик2

сварщик

Кто сказал, что сварщик – профессия мужчин? На заводе с этим делом легко управляются и женщины, работая на полуавтоматах, а не с привычными электродами в руках. «Гюльчатай, открой личико!» – обращаемся к одной из красавиц. Ею оказывается Светлана Васюкова, занятая сваркой набора для каркаса судна проекта 3215. Это самый зародыш будущего корабля, который уйдет в Казахстан. Работа у Светланы ассоциируется с рисованием:

«Я не мастер карандашей и красок, но когда варю металл, воспринимаю его как чистый лист бумаги, на котором в итоге усилиями всего коллектива завода появляется красивое и гордое судно»

клумба

У Натальи Шевченко, заведующей административно-хозяйственным отделом, забот и без цветника хватает. Но, как и большинство женщин Самуськов, без люпинов, ирисов и другой красоты под окнами она своей жизни не представляет. В этом юбилейном для завода году она раздобыла на свалке старую шлюпку (ну и что, что без кормы!), соорудила из нее великолепную клумбу и на День речника намерена всех удивить алыми парусами:

«У нас и Ассоль будет, и Грэй, которые под алыми парусами будут мечтать о будущем. В том числе и нашего завода»

Литвинович

Как ловко управляется Виктор Литвинович со своим действительно мудреным хозяйством – электромонтажным участком, можно только диву даваться! «Наш мозговой центр» – говорят коллеги про Виктора Павловича. А вот с бумажными корабликами у Литвиновича напасть: сколько ни пытались вместе с ним смастерить – неказистая лодочка получалась. А ведь команда Литвиновича – истинные реаниматоры. Именно они красивую и добротно сделанную, но еще мертвую железяку превращают в живой организм. Рубильник на «вкл.», и корабль приходит в чувство, готовый тут же унестись в речные дали

баянистка

Совет ветеранов завода – истинный бренд Самуськов. Жизнь каждого из этих людей так или иначе связана с судоремонтным: Антонина Марьина 12 навигаций отходила радистом на 4-палубном теплоходе «2135», Вера Солдатова в этот момент в детском саду речников занималась воспитанием ребятни, Юрий Кайдалов всю жизнь капитанил… А сегодня эти люди и сами на завалинках сидеть не хотят, и другим не дают – концерты, стенные газеты, встречи с молодежью. Порой на грядках навести марафет времени не остается

Бутов

Виктор Бутов:  «Ученик сварщика — для меня это звучит гордо»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + шесть =