Илья Казанцев: «Внешность – это не просто обложка человека»

Как пластические хирурги ОКБ возвращают пациентов к нормальной жизни

Он с детства хотел быть только врачом, хотя родился в семье архитектора и преподавателя фортепиано. Объяснить свое желание Илья Казанцев не может до сих пор. Что это: судьба, интуиция, призвание? Наверное, все вместе, потому что его харизма, обаяние, расположенность к собеседнику порой просто зашкаливают. А где еще, как не в медицине, так важна доверительность между врачом и пациентом.

Погружение с интенсивом

После школы Илья поступил на педиатрический факультет СибГМУ, он видел себя детским кардиохирургом. Все карты спутал завкафедрой оперативной хирургии и анатомии человека Владимир Байтингер, который в 90-х годах прошлого столетия стал активно заниматься микрохирургией и реконструкцией различных частей человеческого тела. Понятно, что передовое направление в медицине привлекло немало студентов-старшекурсников, Илья Казанцев не стал исключением. Правда, первые шаги в науку он сделал под началом профессора Алексея Сотникова, и результаты не заставили себя долго ждать. Дотошность, любопытство, усердие и трудолюбие позволили молодому исследователю уже после первого года ординатуры защитить кандидатскую диссертацию по топографо-анатомическому обоснованию висцеральных лоскутов в пластической хирургии, когда лоскуты тонкого и толстого кишечника пересаживают пациенту для замещения дефекта гортаноглотки при обширных резекциях.

Илья Казанцев учился в ординатуре по общей хирургии, потому что пластической хирургии тогда еще не было – это направление только-только зарождалось. Сама же специальность официально появилась в России лишь в 2009 году.

После ординатуры подающего надежды пластического хирурга пригласил на работу в ОКБ первый заведующий отделением реконструктивной и пластической хирургии Александр Цуканов. И вот здесь-то молодой доктор смог с головой погрузиться в область своих исследований.

Вскоре его направили на профессиональную переподготовку по пластической хирургии в Южно-Уральский медицинский университет к профессору Васильеву.

– Я буквально жил в клинике и в железнодорожной больнице Челябинска, – вспоминает благодатное время учебы заведующий отделением реконструктивной и пластической хирургии Томской ОКБ, кандидат медицинских наук Илья Казанцев. – Там все было здорово, потому что меня ничего не отвлекало от рабочих и домашних вопросов, я полностью погрузился в исследовательскую работу: с утра были операции, потом обязательное чтение научных журналов и книг – у Сергея Александровича (Васильева) на кафедре была огромная библиотека, а еще основательно шерстил интернет. Вечерами переводил умственные нагрузки в физические, занимаясь на тренажерах или в бассейне. И так на протяжении почти пяти месяцев.

Подобный интенсив, по словам передового хирурга, привел его к мысли о том, что учеба в пластической хирургии – состояние перманентное. Здесь не получится освоить какую-то одну методику и потом всю жизнь ее эксплуатировать. Это тысячи работ, миллионы разных методов и их комбинаций. Сама специальность настолько поливалентна и пластична, что позволяет создавать собственные методики, а это постоянное погружение в лечебную практику и науку.

Вооруженный новыми знаниями, доктор Казанцев стал применять их в развитии нового отделения реконструктивной и пластической хирургии ТОКБ:

– Мы полностью организовали здесь и микрохирургию, и реконструктивную хирургию, и эстетическую хирургию.

Параллельно Илья Казанцев вместе с профессором Цукановым продолжал заниматься научными изысканиями. Пластические хирурги из Томска участвовали в конгрессах международного уровня, причем не в роли слушателей, а как спикеры. В 2017-м они выступали в Сеуле, в 2019-м – в Болонье. В 2020-м Илья Казанцев принимал участие в онлайн-заседании мирового микрохирургического клуба, который является дочерней структурой мирового конгресса реконструктивной микрохирургии. Лекцию томича профессионалы оценили как одну из самых интересных для применения в мировой практике.

Доверие, помноженное на трудолюбие

В 34 года он стал самым молодым заведующим отделением Томской ОКБ по профилю реконструктивной и пластической хирургии. На первый взгляд, для подобного взлета не было особых предпосылок, тем более что его ждала наука с уходом в онкологию, но так уж сошлись звезды. В 2021 году Александр Цуканов резко свернул свою деятельность в Сибири, переехав в Калининград. На место заведующего отделением руководство больницы поставило его ученика.

– Конечно, мне было тяжело решиться на этот шаг, ведь у меня в голове была наука, операции, пациенты, а здесь мне предлагают взять на себя ответственность за целый коллектив, за 30 пациентов, за организацию и развитие службы. Плюс работа в ординатуре, – вспоминает Илья Казанцев.

Полтора года у него ушло на адаптацию в новой должности.

– На сегодняшний день все уже нормализовалось, – улыбается доктор. – Коллектив у нас довольно-таки слаженный. В этом году мы провели третий Сибирский форум по пластической хирургии и косметологии, который собрал 200 участников. Предыдущие проходили в 2017 и 2019 годах, в ковидные времена мы не встречались, потому что для нашего профиля важен очный формат общения.

Коллектив отделения оказывает круглосуточную высококвалифицированную экстренную медицинскую помощь самым сложным пациентам не только Томской области, но и соседних регионов, возвращая им утраченные конечности, исправляя деформированные лица, замещая дефекты мягких тканей на любом участке человеческого тела.

Сейчас ТОКБ выводит на новый виток развития и эстетическую хирургию. Ведь пластическая хирургия – это не только «хирургия красоты», нередко она дает человеку шанс вернуться к нормальной жизни. По мнению доктора Казанцева, в современном мире внешность является не просто обложкой, сколько залогом успеха и отчасти – показателем здоровья.

Притча от учителя

Его боготворят пациенты и уважают коллеги, он охотно передает накопленные знания и молодым специалистам.

– В 2015 году у нас открылась база по подготовке ординаторов, – рассказывает наставник будущих пластических хирургов, принимающий аккредитацию по пластической хирургии у ординаторов – выпускников СибГМУ Илья Казанцев. – На сегодняшний день в нашем отделении трудоустроены шесть специалистов.

При первом же знакомстве с будущими коллегами он дает им совет, который когда-то услышал от своего учителя – Сергея Васильева:

– У вас есть время на образование, и как вы его проведете, полностью зависит только от вас. Вы можете что-то взять, можете много взять, а можете ничего не взять. И когда это время закончится, вам придется выходить на практику. Сколько унесете с собой, таким специалистом и станете. Никто не будет заставлять вас нести эту ношу, но каждый сам должен понимать и знать, для чего ему это нужно, где достать необходимую литературу, как попасть на операцию к именитым докторам, как сформулировать вопросы и получить на них ответы. Ведь, чтобы их сформулировать, необходимо иметь базу, постоянно читать, совершенствовать свои знания. В итоге каждый решает сам: нужно ему все это или нет, – пересказывает притчу своего наставника благодарный ученик.

Есть у доктора Казанцева еще одна должность в родном университете – он является доцентом кафедры хирургии с курсом мобилизационной подготовки и медицины катастроф СибГМУ: подразделение является поливалентным, т.е. будущие врачи-пластические хирурги в рамках программы ординатуры изучают смежные специальности – онкологию, хирургию, колопроктологию, урологию и, конечно же, пластическую хирургию. И это очень верное решение, считает преподаватель.

Ювелир в медицине

– Вообще-то для меня профессия пластического хирурга – это не работа, а образ жизни и принцип существования. Постоянные звонки и сообщения от пациентов настоящих, прошлых и будущих, желающих изменить себя. Это общение, как важная составляющая доверия, ведь мы буквально держим руки на пульсе друг друга. Вместе с тем растет опыт, растет и результат, – признается специалист.

Среди практических интересов Ильи Казанцева – регенеративная хирургия, эстетическая хирургия лица, тела и конечностей, липотрансфер, префабрикация лоскутов, пластика дефектов нижних и верхних конечностей с использованием и микрохирургических лоскутов, реконструктивная хирургия параличей лица.

Но прежде, чем приступить к очередной операции, в отделении идет тщательная и очень долгая подготовка к ней. Порой она длится по 10-12 часов, так что о спешке не может быть и речи.

– Например, если к нам в отделение переводят пациента с большой хронической раной, мы не допускаем его сразу до операции, потому что хорошо знаем ей цену, – поясняет Илья Борисович. – Мы должны качественно подготовить пациента, обозначить дизайн самой операции, чтобы она прошла без осложнений. Потому что такие осложнения являются в нашей работе самыми трудноизлечимыми. Предварительно мы обследуем пациента с приглашением профильных специалистов. Например, если у человека имеются проблемы с сердцем или нарушения гемодинамики, ни один лоскут у него не приживется. Вот почему мы очень качественно взаимодействуем с кардиологами, терапевтами, общими хирургами, урологами, совместно подготавливая пациента к предстоящему оперативному вмешательству. И лишь потом проводим операцию.

Илью Казанцева называют ювелиром в своем деле. И это очень верное определение хирурга с золотыми руками.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: из архива Ильи Казанцева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + пятнадцать =