К ребенку – только по имени!

Этому закону представитель педагогической династии верна всегда

Знакомясь с династическим древом учителя русского языка и литературы Бабарыкинской средней школы Шегарского района Натальи Петровой, понимаешь, что ей было предначертано стать преподавателем. Отец и мать – учителя. Прабабушка и бабушка – тоже. Вот только путь Натальи Александровны в профессию учителя получился не таким прямолинейным, как может показаться.

Уйти на больничный? Никогда!

Учительскую династию Харитоновых – Петровых в Бабарыкине знают многие. Рассказывая о ней, Наталья Александровна в первую очередь упоминает свою прабабушку, Анисью Егоровну Калинину, 1905 года рождения. Формально Анисья Егоровна не имела педагогического образования, она окончила лишь начальную школу. Но преподавательская жилка была у нее, что называется, в крови. Учительница Анисьи Егоровны заметила это и частенько просила ее замещать себя. Отсюда всё и пошло.

Следующей родственницей, выбравшей преподавательскую стезю, стала бабушка Натальи Петровой – Галина Яковлевна Кожевникова. Она окончила Томский государственный педагогический институт и преподавала в Бабарыкинской школе русский язык и литературу. У нее было трое детей, и двое из них: мама Натальи Александровны, Любовь Максимовна Второва, и ее сестра, Людмила Максимовна Беззубенко, – тоже стали учителями. Правда, в основном преподавали в других школах.

Когда Наталье Петровой (в девичестве Харитоновой) было пять лет, они с мамой из Бабарыкина переехали в Басандайку Томского района. Причиной этого стала трагическая гибель в результате несчастного случая отца Натальи – Александра Ивановича Харитонова, учителя физкультуры. Затем мама вышла замуж за другого человека, тоже преподавателя. Таким образом, девочка воспитывалась в семье учителей.

– Когда оба родителя – учителя, это ужасно, – смеется Наталья Александровна. – Мало того, что в школе с меня был особый спрос, так еще и дома спуску не давали. Если я что-то в школе упускала и отвечала плохо, то дома начиналась, условно говоря, вторая школа. Родители заставляли учить все как надо.

Кстати, подобный опыт пригодился Петровой. Ее сын сейчас учится в той же школе, где она преподает. Удивительно, но ситуация, хотя и частично, повторяется.

От родителей Наталья переняла прежде всего ответственный подход к работе. Она видела, как серьезно они готовились к занятиям, как старались профессионально подходить к делу. Даже уйти на больничный себе не позволяли – ведь начнется отставание в программе, а этого допустить нельзя. Все это засело в Петровой глубоко. По этим установкам Наталья Александровна и живет.

Педколледж – начало всех начал

После окончания школы Наталья поступила на филфак ТГУ. Отучилась один год. Встретила молодого человека, своего будущего мужа. Любовь затмила собой все. И учеба закончилась. Но со временем девушка поняла, что, как бы ни были серьезны чувства, образование необходимо. Тем более что ощущала: быть учителем – это ее. Поэтому Наталья твердо решила продолжить обучение и вновь поступила, но теперь уже в Томский педагогический колледж. О нем она рассказывает с упоением.

– Мне очень понравилось там учиться. Педколледж заложил основу моей педагогической деятельности, там было много хороших преподавателей, – отмечает она. – Считаю, что знаниями, которые дают в нашем колледже, должен обладать каждый педагог. Особенно хорошо дается методика преподавания.

В связи с этим Наталья Александровна особо выделяет преподавателя методики преподавания русского языка Лидию Васильевну Кузьменко, ставшую одним из самых любимых наставников Петровой. Ей навсегда запомнились слова опытного педагога о том, что учитель должен быть живым на уроке, а не просто оттарабанивать материал. Искорка в нем должна быть. Он обязан заряжать окружающих позитивом.

Вообще, своим первым наставником, сыгравшим серьезную роль в выборе профессии, Наталья Петрова считает своего классного руководителя – Татьяну Иннокентьевну Корнилову.

– Во время моего обучения Татьяна Иннокентьевна только пришла в школу, окончив вуз с отличием, – делится воспоминаниями Петрова. – И наш класс был у нее первым. Для меня она стала кумиром. Очень любила нас. Досконально знала свой предмет. Мне нравилось в ней все. И стиль, и манера поведения, и, конечно, подача материала. Я очень хотела быть на нее похожей. Именно благодаря Татьяне Иннокентьевне я полюбила русский язык и литературу. Хотя любовь к ним долгое время соперничала у меня с любовью к биологии. Одно время я даже думала поступать на биолого-почвенный факультет ТГУ. Но в итоге русский и литература победили.

Впрочем, любовь к растениям никуда не делась. Просто со временем она превратилась в хобби, которым Наталья Александровна любит заниматься в свободное время.

Бизнес – не мое

Окончив педколледж, Наталья Александровна не остановилась на достигнутом и поступила на филологический факультет Томского педуниверситета. На тот момент она уже была замужем. Воспитывала троих детей. После окончания вуза вернулась в родное село и стала учителем русского языка и литературы Бабарыкинской средней школы. Преподает здесь уже 18 лет. Кстати, дочь Натальи Петровой, которой нынче исполнилось 20 лет, тоже пошла учиться в педагогический колледж. Оканчивает третий курс. А недавно у Натальи Александровны появился внук.

Вот такая самая что ни на есть педагогическая династия. Видимо, преподавать – это в семье Петровых действительно традиция. Хотя один раз Наталья Александровна предприняла попытку сменить сферу деятельности. В 2015 году уехала с мужем Вячеславом поближе к цивилизации – в пригород Томска. Купили дом. Занялись мелким бизнесом. Но ее на этом поприще хватило лишь на два месяца.

– Я быстро поняла, что это не мое, – рассказывает Наталья. – Очень скучала по детям, по школе. И мы с мужем приняли решение вернуться домой, в Бабарыкино.

В Бабарыкинской школе Наталья Александровна один год даже проработала директором. На эту должность ее рекомендовала бывший директор школы Валентина Борисовна Моисеева, еще один ее наставник. Но со временем Петрова поняла, что и это не ее дело.

– Я всегда хотела именно преподавать, общаться с детьми, лепить из них личности. Ведь в детстве они очень пластичны. Из них вырастет то, что ты в них вложишь. Это очень важно понимать педагогу. Поэтому административная работа мне тоже не подошла, – отмечает учитель.

Главное – понять ребенка

Ну а что же главное в работе преподавателя Натальи Петровой, работающей с детьми 5–11-х классов? Какие методы она использует в своей педагогической, наставнической деятельности?

– Самое главное – это понимать ребенка. Нужно выстроить хорошие, доверительные отношения. Даже обращение к ребенку по фамилии или в приказном тоне унижает маленькую личность, – считает Петрова. – Дети очень чувствуют отношение учителя. Его настроение. Эмоции. Иной раз я даже боюсь повысить тон, чтобы не испугать.

Но и панибратства преподаватель Петрова не терпит. Дистанция и уважение со стороны ученика к педагогу, считает она, должны быть. Без этого нормальный учебный процесс не наладить. Тем более что проблем в современной школе хватает.

– Головная боль сегодняшних преподавателей – гаджеты, отучающие детей думать, напрягать извилины. Современные школьники привыкли получать информацию быстро, – сетует преподаватель, – и эта скорость губительна. Она не дает развиваться памяти.

Еще нынешнее поколение не обладает необходимым терпением. Клиповое мышление – бич современности. Читать книги – это слишком долго. От этого страдают и грамотность, и успеваемость в целом. Ведь общеизвестно: чем больше человек читает, тем он грамотнее.

Петрова нашла свой выход из сложной ситуации: начинает изучение литературного произведения с обсуждения мнений различных профессиональных критиков, исследовавших произведение. Затем переходит к его экранизации, просмотру фильма. Таким образом формирует у учеников интерес к первоисточнику – литературному произведению.

Учитель не должен быть сухарем

Кстати, Наталья Александровна особо подчеркивает, что вопреки современной негативной тенденции ее сегодняшний 10-й класс, что называется, читающий.

– Иной раз я только начинаю что-то рассказывать, а ребята уже меня поддерживают, высказывают свое мнение, свой взгляд, – говорит она. – Мне с ними интересно. Мы на одной волне. Получается, в том, что они полюбили литературу, есть и моя заслуга. Ведь, начав воспитывать в них любовь к книге с пятого класса, я смогла их заинтересовать чтением.

Чем же еще берет учитель Наталья Петрова?

– Часто приходится импровизировать, менять план урока прямо на ходу, подходить к делу творчески, – делится секретами профессионального мастерства Наталья Александровна. – Люблю повторять: учитель – тот же артист. Каждый раз входя в класс, я не знаю, что меня ждет. Все может пойти не так, как я предполагаю. Нужно уловить настрой ребят, настроиться на их волну, и все получится.

Еще один наставник Петровой, опытный учитель русского языка и литературы Бабарыкинской средней школы Любовь Ивановна Богданова, когда-то напутствовала молодого педагога: учитель не должен быть сухарем, скучным и монотонным. Этот принцип, один из главных, и воплощает в жизнь Наталья Петрова. Он является залогом ее успешной работы, любви и уважения ее питомцев. И эта любовь дорогого стоит.

– Ни за что не променяю свою работу на другую, – подытоживает она, – буду работать учителем до конца.

Автор: Андрей Суров
Фото: Сергей Носков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 18 =