Керамисты дают мастер-класс в рамках выставки «Гончарный круг времен» в Музее истории Томска. В минувшую пятницу гостей принимала мастер Вера Леонова. Ее работы – необычного для керамики цвета (больше похожи на металл), некоторые – архаичного вида.
– Это естественный цвет, называется чернолощеная керамика, получается только в дровяной печи, – рассказывает мастер. – Надо обжигать изделия до полутора суток при температуре 1000–1200 градусов без доступа кислорода. А внешне это копии русской и древнерусской посуды.
Печь Вера Леонова сложила у себя в сарае (у нее частный дом). Училась гончарному делу на курсах, а потом долго собиралась с духом:
– Год читала литературу, смотрела видео. Заказала гончарный круг. Самые лучшие – японские, но у меня самодельный, с мотором от центрифуги.
На выставке гончарный круг самой простой конструкции надо вращать ногами. С этим вышли проблемы, в конце концов на роль мотора привлекли отдельного человека, чтобы мастер не отвлекался от творческого процесса. Но легче стало не намного: глина – сложный материал, лепить из нее физически тяжело, а испортить работу – запросто!
– Глину надо положить точно на середину, – показывает Вера. – Руки смочить. Вращать круг против часовой стрелки. Левой рукой придерживаем изнутри, основное усилие – правой – снаружи. Если собьешь с центра, ничего поправить не получится: придется срезать и начинать заново. Поэтому большие горшки делают мужчины…
Первым пытается изготовить чашку маленький посетитель выставки. У Данилы почти получается… и вдруг изделие трескается.
– В следующий раз чашку разобьешь, будешь знать, сколько труда вложено, – шутит мама.
Начинающий мастер берет глину и – ну его, этот гончарный круг! – лепит из нее лошадку. А может, динозаврика.
За дело принимаются мужчины: в соседней комнате закончились посиделки у самовара, и гончарное мастерство приходят осваивать участники ансамбля «Находка». Тут идет бодрее. Вскоре получается чашка – немного кривобокая, но мастер не отчаивается и даже прилепляет к ней ручку. Для первого раза очень даже неплохо.
А для профессиональных керамистов на этом работа не заканчивается: изделие должно выстояться неделю в сушильном шкафу или просто дома, потом его надо обжечь, правильно остудить… Отдельная задача – дизайн.
– Хочу освоить молочный обжиг, – делится Вера Леонова. – После обжига изделие надо окунуть в молоко (только деревенское, магазинное не подходит!), а потом снова в печь и сушить при 360 градусах: появится красивый коричневый цвет.
На выставке уже есть изделия с молочным обжигом, так же как и покрытые глазурью, и раскрашенные специальными красками по керамике. Здесь же можно посмотреть предметы, которым более 5 тыс. лет, познакомиться с посудой бронзовой эпохи (2 тыс. лет до н. э.) и средневековой керамикой (VI–IX и XVI–XVII веков).
Первым пытается изготовить чашку Данила – самый юный посетитель выставки
Кстати
Материал из-под ног
Самый первый шаг керамиста – найти глину. Нужна жирная, пластичная. У нас она не продается: надо искать самостоятельно (в окрестностях Томска есть в районе Богашева). Правильная глина не треснет, если из нее сделать жгутик и свернуть кольцом. Затем ее надо промыть, убрать корешки и камни. Желательно, чтобы материал с год вылежался на воздухе, под дождем и снегом. А потом можно попробовать что-то изготовить.
Подскажите, а где можно научится гончарному делу?)
кто-то на форуме mama.tomsk.ru предлагал индивидуальные занятия