Спектакль томского ТЮЗа «Книга всех вещей» представлен в афише двух российских фестивалей
У спектакля «Книга всех вещей», поставленного Артемом Устиновым на сцене томского ТЮЗа, счастливое сценическое настоящее: по итогам зрительского голосования он признан лучшим в 43-м сезоне, а актеры Ольга Ульяновская и Тимофей Абаскалов, сыгравшие главные роли, получили дипломы и призы за лучшую женскую и мужскую роли. Но и будущее у спектакля не менее счастливое – он приглашен на два фестиваля: в Екатеринбург на «Арт-миграцию», где будет представлен в номинации «Лучший драматический спектакль для детей в старшей возрастной категории», и в Москву, на V Международный Большой детский фестиваль. В октябре 2022 года его увидит страна.
Какие бывают книги
У девятилетнего Томаса много причин чувствовать себя несчастным: мама не верит его рассказам, им недоволен отец – не так пел во время богослужения, его дразнит старшая сестра Марго, Бог может покарать моровой язвой, наконец, папа бьет маму… И все же мир ему видится в сказочном свете, и он знает, что станет счастливым. Так и записывает в своем дневнике, который называет книгой всех вещей: «Потом я стану счастливым».
Имя автора «Книги всех вещей» – голландского писателя Гюса Кёйера (перевод Екатерины Торицыной), лауреата многих престижных премий в области детской литературы, в том числе и премии Астрид Линдгрен – томским зрителям открыл режиссер из Самары Артем Устинов. По словам режиссера, в повести о девятилетнем мальчишке его привлекло соединение магии и обычной жизни, юмора и жестокости. В рамках арт-лаборатории международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» и компании «СИБУР», которую проводил томский ТЮЗ, он сделал сценический эскиз по этой повести. Атмосферная, наполненная волшебством детской мечты, игрой света и тени, юмором, музыкой, и в то же время остросоциальная «Книга всех вещей» очаровала зрителей и жюри и по результатам голосования была признана победителем Лаборатории актуального детского театра. Такова предыстория появления в репертуаре ТЮЗа спектакля.
В двух шагах от сказки
Камерное пространство сцены художник Игорь Каневский и художник по свету Наталья Гара согласно замыслу режиссера превратили в территорию сказки, где реальные вещи вдруг обретают символический и даже мистический смысл. Старый шкаф под лестницей кажется хранителем тайн, а старое пианино звучит как орган. Семейный стол соседствует с деревом (то ли древо жизни, то ли древо рода), крону которого образуют листы из книг. Зрители сидят прямо на сцене, в двух шагах от ангелов, которые сачками ловят солнечных зайчиков и расставляют опавшие листы на пюпитры.
Один из опавших листов-листьев поднимает с пола Томас – Тимофей Абаскалов и начинает читать. Он появляется по-сказочному неожиданно: спрыгивает с пианино, где спал, отделяется от темноты и материализуется в луче света. Обращаясь к зрителям, начинает рассказывать историю о том, как летом 1951 года на улице ван Эйка после града облетели все деревья, будто осенью.
Чуть позже эту же историю он расскажет Маме – Ольге Ульяновской, надеясь на ее одобрение. Взгляд героя Абаскалова доверчив и немного наивен, будто спрашивает: «Я хороший, да?» Актер точно, не фальшивя ни в одной ноте, ведет партию автора «Книги всех вещей», чья оптика настроена исключительно на волшебство и добро. Он играет мальчишеское состояние готовности к чуду. Его Томас – мальчик не только в высшей степени любознательный и с богатой фантазией, но и с добрым, отзывчивым сердцем. Волшебная «оптика» Томаса позволяет видеть в хромоножке – принцессу, а в маме – мадонну, доброту – в соседке, которую все называют ведьмой.
Художники делают очевидными для зрителей видения мальчика, его сны, мечты и фантазии. Оранжевые воздушные шары становятся тропическими рыбами, внезапно заполнившими голландские каналы; белые шары – лягушками, которые дождем обрушатся на дом, после того как папа ударит маму; хромоножка Элиза – Аполлинария Мусинова превращается в балерину (на правой ноге под инвалидным ботинком окажутся пуанты), Иисус Христос – Роман Колбин предстает в костюме хиппи и с крафтовым стаканчиком кофе в руке.
На пути к счастью
В это сказочное пространство режиссер помещает историю абсолютно не детскую – о домашнем насилии. Артем Устинов поставил «Книгу всех вещей» как историю взросления. На это указывает жанр спектакля – «бесстрашный дневник». Определение «бесстрашный» и есть вектор взросления. Путь к цели, которую ставит перед собой Томас, – стать счастливым, лежит через преодоление страха.
Страх мальчику внушают Отец и Бог Отец: тот и другой наказывают. Один порет ремнем, другой пугает моровой язвой и египетскими казнями. В спектакле Владимир Хворонов в каком-то смысле играет обе роли, хотя за высшие силы отвечают еще два актера – Алексей Переверзев и Егор Беляев. Но именно герой Хворонова читает Ветхий Завет вслух всей семье. Причем всегда выбирает притчи о наказании. Более того, читает их под пианино, которое неожиданно звучит мощным голосом органа, главного инструмента богослужений.
Такая же подавляющая манера разговаривать с домочадцами и у отца Томаса. Он говорит, будто гвозди вколачивает, не терпит возражений и стремится подчинить своей воле остальных. Всякий раз, когда отец Томаса «воспитывает» детей, на лице мамы появляется виноватая улыбка. В этой улыбке Ульяновской – и покорность, и боль, и отчаяние. Хотя первое появление на сцене отца – под руку с супругой, в окружении дочери и сына – оставляет о нем приятное впечатление как о добропорядочном отце семейства. Но за благочестивым фасадом – серый сюртук, галстук-бабочка, улыбка во время фотографирования «на память» – скрывается тиран, который держит всех в страхе.
Неблагополучие в отношениях выявляют застольные сцены. За семейным столом отец устраивает выволочку Томасу за искажение слов молитвы, упрекает жену в неумении экономить деньги. Но именно за столом, где только что герой Хворонова утверждал свое главенство в доме, происходит бунт против его диктата. Марго – Наталья Гитлиц исподтишка иронизирует над морализаторством отца. Скандалом завершается семейный обед с тетей Пией – Екатериной Костиной. Ее шумное, доходящее до гротеска обвинение обескураживает хозяина дома, но он сдерживает себя при «чужих». И только попытка матери спасти Томаса от наказания завершается рукоприкладством – он бьет жену на глазах у мальчика. Пощечину маме Томас переживает острее, чем собственное унижение, когда отец порет его.
Казалось бы, Артем Устинов сосредотачивает внимание на проблемах семьи. Но за мыслью семейной следует мысль философская: внутри каждого человека есть силы стать счастливым, надо только перестать бояться – не только того, кто внушает страх, а вообще бояться, тревожиться. Потому что страх держит нас в подчинении, сковывает, не дает общаться с другими людьми, видеть мир прекрасным и людей добрыми. Страх и есть наш главный враг на пути к счастью.
Сын vs Отец
Свою заветную идею режиссер доверяет воплотить Владимиру Хворонову и Тимофею Абаскалову. Их герои не антиподы, но на мир смотрят по-разному.
Своим выбором притч отец Томаса утверждает, что мир основан на наказании и страхе, а значит, и на подчинении незыблемым догмам. Счастье и благополучие семьи, по его мнению, держится на дисциплине и послушании. Герой Хворонова по-своему любит жену и детей, но при этом вполне допускает рукоприкладство. Актер делает домашнего тирана глубоко несчастным… ребенком. Самая главная жертва насилия – он сам. Да, за этим жестким, сдержанным на эмоции человеком, буквально застегнутым на все пуговицы, можно разглядеть ребенка, который не умеет выражать свою любовь к ближним иначе, чем через диктат.
Нет – возражает своими поступками его сын: основы миропорядка в семье и за ее пределами – любовь и свобода от страха. Первый шаг на пути преодоления страха он делает, когда пытается подать сигнал отцу, что Бог накажет его за рукоприкладство. Томас устраивает «кровавые реки» (буквально воплощает одну из египетских казней, о которых читал отец), выливая красный сироп в аквариум. Он сознательно приносит в жертву любимых меченосцев, чтобы защитить маму.
Противостояние отца и сына Артем Устинов решает не в традиционном ключе отцов и детей – через идейные споры и обличительные монологи, а скорее в сказочно-мифологическом. Отношения Томаса и его отца проецируются на отношения Бога Отца и Бога Сына в трактовке девятилетнего автора книги всех вещей. Не получив от Бога Отца ответа на свои вопросы, мальчик задает их Иисусу, который запросто приходит к нему домой. Он спрашивает Христа, наказывает ли его отец, и узнает, что Бог Отец не жалеет Сына – отправляет на Голгофу страдать за других. В общем, у обоих непростые отношения с отцами. И оба своих отцов любят. Воображаемые диалоги с Иисусом, которые возникают на контрапункте со сценами «нравоучений», Томас записывает в «бесстрашном дневнике».
Иисус в исполнении Романа Колбина предстает не Учителем, а скорее старшим товарищем по дворовым играм. Он пьет кофе, ест мороженое и говорит на молодежном сленге. И все же Иисус – пример для подражания. Томас переносит позор порки так же стоически, как Бог Сын – распятие на кресте.
Секрет от «ведьмы»
Домашнее насилие и отношения с Богом не мешают спектаклю быть волшебным и даже веселым. «Книга всех вещей» – это не только размышления о выборе своего пути в жизни и о принятии мира. Это почти сказочная история, наполненная юмором, светом и добром. Как в сказке, на пути героя появляются помощники, которые подсказывают, как достичь цели. Это книги и люди, которые дают нужные советы (как тут не вспомнить Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал»).
«Ничего не бойся», – советует мальчику соседка, с которой папа запрещает разговаривать. Визит в квартиру госпожи ван Амерсфорт воспринимается Томасом как опасное и захватывающее приключение. Но в «логове ведьмы» мальчик неожиданно для себя обнаруживает то, что ему больше всего нравится, – книги и музыкальные инструменты. Музыка Бетховена заставляет Томаса буквально парить в воздухе, а искусство художника по свету Натальи Гара превращает убогую каморку в таинственную пещеру. В руках героини Ольги Никитиной дудочка воспринимается как дудочка Крысолова, а патефон с пластинками – как волшебная шкатулка. Но, когда «ведьма» говорит, что мужа ее расстреляли, потому что он участвовал в Сопротивлении, Томас понимает, что в реальном мире быть добрым – значит уметь сопротивляться злу и страху.
Окрыленный советом, он находит в себе смелость признаться в любви к Элизе. Героиня Аполлинарии Мусиновой помогает пройти Томасу испытание любовью – она не отвергает детские признания и подыгрывает девятилетнему мальчику, создавая образ заколдованной принцессы. Чтобы помочь мальчику избавиться от страха, героиня Ольги Никитиной дарит ему книгу и устраивает вечеринку с чтением стихов в… доме у Томаса. Чтение стихов завершает книжную линию спектакля: страшные истории из Ветхого Завета о кровавых реках и дожде из жаб побеждены веселыми стихами.
Иисус запел
Сказка должна заканчиваться счастливо. И режиссер в финале неожиданно смещает акцент с борьбы на торжество милосердия. Противостояние завершается прозрением сына: отец сам испытывает страх. Страх показаться слабым мешает ему открыто проявить любовь к жене и детям. Томас жалеет отца и прощает. Перемены происходят и с героем Хворонова.
Логичным завершением «бесстрашного дневника» становится концерт рок-группы, в которую входят мама, Марго, Элиза, тетя Пия и госпожа ван Амерсфорт, а в роли солиста – Иисус Христос. Все они преобразились. Смена костюмов подчеркивает внутренние перемены. У мамы вместо грустной улыбки – радостная, вместо длинного серого платья – белый брючный костюм. Ольга Ульяновская в финале решительно расстается с образом жертвы. А виновник перемен – Томас – засыпает спокойно. К нему в изголовье садится отец. На его лице светится мягкая улыбка.
Состояние радости и удивления перед миром детства заражает зрителей с первых минут и не отпускает до конца «дневника». На аплодисментах понимаешь: то, что происходит с Томасом, имеет отношение и к тебе. Ты знаешь, как стать счастливым, и знаешь, что это просто!
Автор: Татьяна Веснина
Фото: Владимир Дударев