Как родителям помочь подростку в период сдачи ЕГЭ

Что нужно делать родителям, чтобы помочь своему ребенку в период сдачи ЕГЭ, и чего нельзя категорически? Советует главный внештатный детский психиатр Департамента здравоохранения ТО Лариса Варанкова.

– Сегодня ЕГЭ становится стрессовой ситуацией не только для школьников, но и для их учителей. Старая система сдачи экзаменов была в одночасье заменена новой, которая стала мгновенно обрастать негативной информацией в СМИ. К тому же процедура Единого госэкзамена не вполне понятна родителям, сдававшим выпускные экзамены и поступавшим в вуз на других условиях.

Департамент здравоохранения Томской области совместно с вра­чами-психиатрами и меди­цин­ски­ми психологами медико-пе­да­го­гичес­кого центра Томской кли­­ни­ческой психиатрической боль­ницы регу­лярно проводит семинары со школьными психологами, которые, в свою очередь, организуют тренинговые занятия с педагогами и учащимися. Но главная роль в психологической подготовке детей, безусловно, принадлежит родителям.

Психиатрам в своей практике нередко приходится иметь дело с болезненными пострессовыми состояниями – экзамен уже сдан, возможно, даже удачно, а у подростка наблюдается расстройство адаптации, повышенная тревожность, неуверенность в себе, на этом фоне развиваются навязчивые состояния. Особенно велик риск для детей с заниженной самооценкой.

Что делать? Во-первых, обеспечить охранительный режим. Ребенок должен спать по ночам и хорошо питаться. Не стоит бесконечно повторять: «Сиди и учи». Лучше почаще хвалить и вспоминать о прошлых удачах – это служит источником положительных эмоций и вселяет веру в свои силы. Нельзя в качестве назидательного примера использовать неудачи и промахи («Помнишь, ты не занимался, и вот что вышло…»). Не забывайте, что подростки и так склонны к рефлексии, готовы снова и снова внут­ренне прокручивать свое невезение. Задача родителей – ориентировать ребенка на победу.

При этом нельзя требовать исключительно положительного результата: «Не дай бог ты не сдашь ЕГЭ! Не поступишь в вуз! Ничего хорошего тебя не ждет». После таких слов молодой человек понимает – он должен сдать обязательно, иначе – личностный крах. Имея такую жесткую доминанту, он с большим трудом сосредотачивается на тестах, все эмоциональные ресурсы уходят на страх. Очевидно, что наилучший эффект будут иметь слова: «Я знаю, что ты справишься!»

Не забывайте, что экзамены накладываются на пубертатный период, когда у подростка и так достаточно проблем. Он выдает взрослым реакции эмансипации («Я уже взрослый! я сам знаю, как лучше!»); демонстрирует протестное поведение – вплоть до отказа посещать школу; пытается решить возникающие проблемы путем ухода от них. Что делать с этими манифестными формами? Прежде всего понять – это призыв к пониманию и помощи. Надо дать ребенку выговориться, а для этого достаточно задать два-три нейтральных вопроса, чтобы он начал о чем-нибудь говорить. Постепенно человек обязательно сам выйдет на то, что его волнует, надо только запастись терпением и слушать не перебивая и не поучая. Так родители поймут, насколько глубоки тревоги, связанные с ЕГЭ, и чем они вызваны.

И еще совет для подготовки к Единому госэкзамену. Полезно смоделировать ситуацию ответов на тесты, потренироваться.

 

– В случае если родители столкнулись с реакциями, с которыми не в состоянии справиться самостоятельно, амбулаторная подростковая служба Томской клинической психиатрической больницы готова помочь. Подростковый психиатр принимает по адресу: ул. Асиновская, 5, телефон регистратуры 25-45-80. Здесь же при необходимости можно пройти обследование и лечение в дневном стационаре. Сведения о пациентах не разглашаются – это гарантируется Законом «О персональных данных», Законом «О психиатрической помощи» и требованием врачебной тайны. Главная наша задача – не допустить глубоких расстройств, вызванных стрессом, – говорит Лариса Варанкова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − шесть =