Как томская ДУСя пригодилась крупным предприятиям по всей стране

Фото: Алена Кардаш

TNews844_23

ДУСя (дистанционно управляемая система) родилась полтора года назад в международной лаборатории систем технического зрения факультета инновационных технологий ТГУ как идея о роботе-разведчике. Она была задвинута в дальний ящик стола – в мире современных разработок на этом поприще царили дроны (беспилотные летательные аппараты), острой потребности в альтернативе никто не испытывал. Неизвестно, появился бы у идеи шанс на жизнь, если бы Госдума РФ не приняла закон об обязательной регистрации беспилотников.

– Регистрация каждого агрегата, особое разрешение на каждый взлет, официальный статус управляющего дроном, – перечисляет пункты закона инженер Николай Савич. – А регламентов, как соблюдать все эти положения, пока нет даже у контролирующих органов. Потребность в разведке труднодоступных мест между тем никуда не делась.

Тогда томские разработчики и решили достать ДУСю из закромов и начали готовить ее к борьбе с летающими конкурентами.

TNews844_23_

Сибирская стойкость

«Дело тебе предстоит опасное, но переплачивать за твою жизнь никто не хочет», – такую фразу могла бы услышать ДУСя при приеме на работу. Жестоко, но в условиях конкуренции на «бирже труда» современной робототехники по-другому никак.

– Взорвалась ядерная бомба, произошел теракт или наводнение, потребовалось исследование ледника или трубы на высоте десяти этажей – любая ситуация, где человек рискует жизнью, а робота не жалко, – описывает фронт работ для изобретения инженер Василий Шипилов. – От нас требовалось создать технику, способную трудиться в таких условиях.

После того как томские ученые закончили готовить ДУСю, ее коэффициент живучести превышал 80%. Это очень высокий показатель. Робот демонстрировал истинно сибирскую стойкость: в огне не горел, в воде не тонул, при падении не разбивался.

Внешне разработка выглядит как гексакоптер (аппарат с шестью винтами), который крепится к двум колесам, соединенным решеткой. В итоге получается конструкция, похожая на клетку.

– Форму мы придумали моментально, можно сказать, украли идею колеса у фараонов, – шутит Василий Шипилов. – А вот материалы пробовали разные, нужно было, чтобы они не создавали помех для разведывательной техники.

– Пробовали, к примеру, алюминий – он экранирует. В итоге остановились на карбоне, – рассказывает Николай Савич.

Благодаря импульсу, создаваемому винтами, робот катится, взбирается по вертикальной стене, при необходимости перепрыгивает препятствия. Томичей тут же обвинили в том, что они изобрели велосипед.

– «Взяли обычный гексакоптер, засунули в клетку, и все дела», – цитирует комментаторов Василий Шипилов. – Ничего подобного. Обычный гексакоптер способен двигаться в течение максимум получаса. Затем он разряжается, и толку от него ноль. ДУСя же работает в 50 раз дольше – 8–12 часов, при этом таская на себе в среднем 15 кг техники – видеокамеры, миноискатели, геологическую аппаратуру…

Классические беспилотники потребляют примерно 1,5–1,7 кВт энергии. Томские инженеры добились уменьшения этих показателей в девять раз. ДУСя использует максимум 0,15–0,22 кВт, ничуть не теряя в мощности – она свободно разгоняется по горизонтальным поверхностям до 60 км/ч.

На работу без диплома

Своеобразная форма позволяет ДУСе при перемещении оказывать минимальное давление на поверхность, что сразу добавило в ее обширный список потенциальных специальностей раздел «сапер».

– Даже самый лучший сапер может ошибиться, человеческий фактор никто не отменял, – говорит инженер Николай Савич. – У ДУСи его нет. А при ее давлении на грунт не срабатывают даже чувствительные перетяжки. Управляться она может как оператором, так и автономно, при помощи специальной программы.

– Мой шестилетний сын разобрался за полчаса, – добавляет Василий Шипилов. – Стоит отметить, что до ее появления он разбил пару квадрокоптеров.

На полевых испытаниях, которые томский робот уже успел пройти, он опередил большинство конкурентов. В него трудно попасть пулей, он великолепно справился со всеми поставленными задачами (от транспортировки грузов до разведки территории). О мощности батарейки можно не говорить. Естественно, предприятия военно-промышленного комплекса от томской разработки в восторге.

Списку работодателей ДУСи вообще может позавидовать любой дипломированный специалист. Нужен ли МЧС автономный поисковик, который может исследовать огромную территорию или доставить спасательные жилеты утопающим? Нужен. Нефтегазовым предприятиям ревизор труб нужен? Конечно. Атомщики будут рады, если уровень радиации во время аварии поедет замерять робот, а не человек. А ведь в очереди на томского робота стоят еще и полярники, и геологи.

– Порой процесс формулировки технического задания для конкретного заказчика занимает больше времени, чем сборка готового робота, – признается Василий Шипилов.

После международного форума «Технопром» томские ученые получают звонки со всей страны и из-за границы. Предзаказы на разработку уже есть, в вузе готовы начать серийное производство, если найдется промышленный партнер. Техническое ноу-хау, позволяющее ДУСе так долго и экономно расходовать энергию, найдет себе место и в других разработках международной лаборатории систем технического зрения.

ДУСя может передвигаться по снегу, водной глади, болотистой и лесистой местности, проблемой может стать разве что жидкий бетон

На тело робота и внутрь него можно навешать любую разведывательную аппаратуру. Сам робот, как неваляшка, всегда сохраняет одно положение вне зависимости от перемещения, что позволяет гарантировать точность замеров

Карбоновая клетка обеспечивает стабильность аппарата над землей (необходимо при расчете радиационного фона над землей) и защищает самую уязвимую часть комплекса – пропеллеры

250 тыс. руб. стоит роботизированная платформа повышенной проходимости в базовой комплектации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 − 1 =