Каждый год в сентябре я в свой класс прихожу…

Но нынче многие школяры свои классы просто не узнают

Нынешнее лето стало летом колоссальных изменений не только школьных интерьеров, но и томских школ вообще. Строители, ремонтники, педагогические коллективы и городские власти делали все возможное (а порой и невозможное), чтобы уложиться в сроки ремонта и строительства общеобразовательных учреждений и сделать это не просто качественно, а как для себя. Регулярные контрольные объезды школьных объектов и.о. мэра областного центра Михаила Ратнера и специалистов его команды, особенно в августе, стали некой лакмусовой бумажкой готовности образовательной структуры к началу учебного года.

Многие считали болевыми точками нынешнего года капитальный ремонт лицея № 8 и строительство школы № 46. Но точки оказались не такими уж болезненными. А в некоторых случаях – совершенно безболезненными. И лицей, и школа скоро превратятся в ульи детворы.

Открытие во всех смыслах

Не знаю, у кого теперь повернется язык сказать про улицу Демьяна Бедного и прилегающие к ней территории, что это тмутаракань. В тмутаракани таких школ не бывает! Новое здание площадью площадью 21,97 тыс. кв. м практически готово к началу занятий. Кругом красота, спортивные площадки, качели, лавочки, ухоженная территория.

– Это у вас глаз радуется, – комментирует восторги журналистов директор школы Виктор Родионов, – а у моего дворника от такой территории он постоянно дергается.

И.о. мэра Томска Михаил Ратнер, приехав в школу, как к себе домой (уже и со счета сбился, сколько раз инспектировал работы на этом объекте), наметанным глазом сразу заметил:

– Ну не дело такие дорожки иметь. Такая школа, и такая грязная, пыльная плитка под ногами. Неделя до начала учебного года, и, пока позволяет погода, – щетки в руки, воды побольше. И подходы к школе, и дорожки на ее территории, и площадь перед центральным входом – все должно соответствовать начинке этой уникальной школы.

А она и впрямь уникальная. В школе разработана новая концепция содержания образования, реализующая конвергентный подход. Работа с учениками в рамках конвергентного подхода позволяет открывать им для себя новые возможности познания закономерностей развития науки и формировать целостную картину мира. Поэтому педагогический коллектив назвал новую школу «Открытие». Какое же имя еще можно было придумать школе, где вводится новый курс «Время открытия»? По его концепции внеурочная деятельность будет стимулировать ребят к получению естественно-научного образования. А в арсенале школы: гидропонная установка, лаборатория микроэлектроники и много еще чего совершенно для школы неожиданного. В местной библиотеке есть книги, которые можно найти разве что в Научной библиотеке ТГУ. Да и коллектив педагогов подобрался соответствующий названию – увлеченные своим делом люди. Среди преподавателей есть даже кандидат наук. Школа намерена сотрудничать с ТГУ, ТПУ, ТУСУРом, выигравшими грант на создание инженерных школ, а также с предприятиями реального сектора экономики. Вероятно, поэтому учиться в новой 46-й школе изъявили желание ребята из Академгородка, с Иркутского тракта. Перешла сюда идущая на красный аттестат отличница одного из ведущих лицеев города. Да, ездить придется далеко, но здесь есть химико-биологический класс, а девушка решила серьезно посвятить свою жизнь науке.

1 млрд 566 млн 90 тыс. рублей было выделено на строительство школы «Открытие», на оснащение новым оборудованием – 218 млн 725 тыс. рублей.

Кулинарная репетиция

Михаила Ратнера интересовали больше не парадные лестницы и декоративное оформление коридоров, а конкретные жизненно важные места. На школьной кухне он внимательно изучил вытяжку и дал распоряжение пожарить первую порцию котлет не 1 сентября, а пораньше, чтобы в случае проблем с оборудованием их можно было оперативно устранить.

Задумался он и о безопасности лестниц, ведущих на крышу. На стене каждого из шести блоков есть железные конструкции, предусмотренные проектом по требованиям МЧС. Но вездесущим мальчишкам обязательно захочется вскарабкаться по доступным перекладинам вверх. Так и до беды недалеко. И.о. мэра настоятельно попросил коллег переговорить с соответствующими службами об обеспечении в этих местах безопасности для детворы. А еще этим же вечером он назначил «свидание» директору школы у тыльного входа здания. Ратнеру показалось, что в темное время суток здесь не будет хватать освещения, и надо позаботиться о дополнительных фонарях:

– Как сегодня стемнеет, посмотрим на освещение в реальности.

Ситуацию будем менять

В школе № 45 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, конечно же, невольно испытываешь контрадикторность. По-простому – сильное противоречие. В здании 1968 года «рождения» (ни одного капитального ремонта) суперсовременная начинка. 30 лет работает здесь директор школы Елена Локтионова. Подобрала коллектив, не только прекрасно ладящий с ребятишками, имеющими интеллектуальные нарушения в развитии, но и успешно готовящий их к дальнейшей жизни. Михаил Ратнер признался Елене Ильиничне, что не раз обсуждал с городскими депутатами ситуацию с коррекционными школами:

– В Томске, увы, нет ни одной подобной школы, которая бы соответствовала задачам учреждения. Депутаты со мной согласны в том, что эту ситуацию надо менять кардинально.

Зато изменениям, произошедшим в школе № 45 в этом году, был искренне рад. Здесь сделан косметический ремонт и брендирование 10 кабинетов, на что потрачено почти 1,5 млн рублей.

В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (мероприятия «Доброшкола») установлено оборудования более чем на 7 млн рублей. Создано современное образовательное пространство, направленное на развитие коррекционно-развивающего и профессионального образования детей с ОВЗ, с инвалидностью. В кабинете столярного дела все мужчины, сопровождавшие и.о. мэра в объезде школ, то и дело цокали языками, слушая учителя технологии Анатолия Самчука. Опытный учитель технологии предложил бы градоначальнику, будь у того время, выточить на одном из двух новеньких станков скалку или какой другой предмет домашней утвари. Но обошелся только рассказами о возможностях своего кабинета:

– Наши мальчишки не просто получают представление о столярном деле, а вполне самостоятельно могут что-то толковое сделать собственными руками.

В кабинетах «Швейное дело», «Домоводство», «Цветоводство и декоративное садоводство» (в этой школе есть даже настоящая теплица, заглянув в нее, и.о. мэра удивился урожаю зелени и овощей), «Картонажно-переплетное дело», «Гончарное дело», «Робототехника» много самого разнообразного интерактивного оборудования. И что не смог не заметить Михаил Ратнер – увлеченность своим делом педагогов. Задержавшись подольше в кабинете швейного дела, разговорился с его хозяйкой Галиной Корчагиной. Галина Алексеевна рассказала, что ее девочки просто мастерицы. Шьют не только для себя – даже выпускные платья им под силу, но с особой охотой колдуют над платьицами для ребятишек из дома малютки.

– Как у вас с техникой? – поинтересовался градоначальник.

И тут Галину Алексеевну было не остановить:

– У нас шикарные швейные машины, а недавно приобрели станок для бисероплетения.

Выяснилось, что ученицы Корчагиной и призеры различных конкурсов, и участники «Абилимпикса» (международное движение, отвечающее за проведение конкурсов профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями). Дело теперь за новыми зданиями для коррекционных школ города.

В 66 общеобразовательных учреждениях города прозвенит 1 сентября школьный звонок.

Дворец Снежной королевы

Несколько лет назад моя внучка была из столицы командирована в Томск за знаниями. Начали мы этот поход со старших классов. Рядом с домом – гимназия № 26. За несколько дней до начала учебного года она походила по Томску, сама повыясняла, что и как, познакомилась с множеством ребят. И остановилась на… гимназии № 26. Осенью возвращалась домой озябшая. На все предложения перейти в другую школу я слышала отказ. Ей очень нравились учителя и какая-то особая атмосфера школы, которую она называла дворцом Снежной королевы.

– На следующий год ваша школа в рамках федеральной программы по модернизации школьных систем образования будет капитально отремонтирована. Прежде всего заменим систему отопления, поставим современные оконные рамы, починим кровлю, – начал свой диалог с директором школы Юлией Ураловой и.о. мэра. – Сейчас наша задача – тщательно подготовиться к капитальному ремонту, предусмотреть все нюансы и возможные проблемы.

Но уже и к этому учебному году в гимназии многое изменилось – появился пандус для маломобильных граждан, установлены противодымные двери, частично заасфальтирована территория. Но на одно новшество градоначальник обратил особое внимание и даже испытал на себе – прошел через установку системы контроля и управления доступом. Проще говоря – теперь биометрическое оборудование не позволит зайти в школу человеку, фото которого отсутствует в базе данных. Михаилу Ратнеру проникнуть в здание не удалось. Чем он остался очень доволен.

…В каждом коллективе, где побывал Михаил Ратнер накануне нового учебного года, он живо интересовался нерешенными проблемами. А услышав о таковых, тут же давал задание подчиненным непременно помочь и доложить о результатах. Особо обратил внимание на необходимость позаботиться о безопасности подходов к школам, переходов и раскопок.

И еще всегда спрашивал о настроении, с каким педагоги встречают новый учебный год. А настроение томских учителей вселяет оптимизм.

Автор: Анна Серебрякова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − девять =