Интернет-магазин «Фиш-сервис» — известный в регионе ресурс. Только с начала сезона (лета минувшего года) через виртуальный прилавок томичи приобрели 19 тысяч банок лососевой икры. Но вот уже третью неделю в «супермаркете» икорный дефицит: вместо цены на изображениях баночек красуется клеймо «нет в наличии».
Владельцы интернет-магазина поясняют: дары моря в 2012 году огромными оптовыми партиями у российских поставщиков выкупили китайские компании.
— Сейчас тяжело всем перепродавцам икры, — поделился с «ТН» директор интернет- магазина ikra.tomsk.ru (ООО «Фиш-Сервис») Константин Ярков. — Если в 2011-м и первой половине 2012 года взаимоотношения с поставщиками были отработаны, и икру мы получали без сбоев, то нынешний сезон — сплошная головная боль. С осени начались серьезные проблемы. Икры практически нет. Со слов камчатских партнеров, дефицит образовался потому, что дальневосточную продукцию распробовали китайцы.
Тенденция наблюдалась последние пару лет: в 2010 году китайские переработчики выкупили 30% икорных запасов, в 2011 году — уже 40%.
— К осени 2012 года китайцы сбили цену на российском рынке и скупили икру оптом. Это основная причина того, почему внутренний рынок остался фактически без деликатеса: стабильно высокий спрос удовлетворить теперь крайне сложно. Нехватка сырья в свою очередь привела к удорожанию: даже если завод готов продать икру, то нас уже не устраивает цена.
Интернет-магазин, где рыбные деликатесы и морепродукты закупают тысячи томичей, ждет лососевую икру к 8 марта: ожидаемая цена — 250 руб. за банку (против 220 руб. в декабре).
Крупным торговым сетям проблемы с икрой решать проще. Во-первых, ритейл покупает оптом, за что может претендовать на скидки. Во-вторых, сетевая розница может рассчитывать на внутренний резерв: если закупочная цена не позволяет предлагать потребителю икру по сходной цене, сети просто раскидывают издержки на другой товар.
Кстати, как предупредили представители ресурса, потребителям стоит быть готовыми к росту цен не только на икру, но и на свежемороженую рыбу. К примеру, охлажденное филе семги с начала года подскочило в цене на 40% (310 руб. против 240). Как поясняют поставщики, это скачок связан с дефицитом рыбы в Норвегии.
— Пытались работать с российскими производителями — закупали семгу в Карелии, но недавно отказались от сотрудничества, — продолжает Ярков. — Качество несравнимое: поставщик, предлагая рыбу в глазури, фактически зарабатывает на воде. Во всяком случае наша компания возвращается к норвежским поставщикам: пусть дороже, зато качественнее.
«Голод на планете Земля начнется когда китайцы поймут, что рис это только гарнир.»