Когда с головой не все в порядке…

Какая идея не дает покоя начинающему ученому и предпринимателю

Проект студента второго курса медико-биологического факультета СибГМУ Александра Сахарова победил в программе «УМНИК», а сам Александр получил поддержку на развитие своего исследования от Фонда содействия инновациям в размере 500 тыс. рублей.

Проект называется «Разработка модульного биомедицинского обновляемого тренажера-имитатора человеческого тела с использованием аддитивных технологий для применения в образовательных и научно-исследовательских целях». Несмотря на сложность названия, цели применения тренажера предельно ясны. Правда, автор к осмыслению этой цели шел непростым профессиональным и жизненным путем. О том, как все было, мы говорим с собеседником.

Уход в отрыв на пике успеха

– Александр, у вас нет ни диплома, ни законченного вуза за плечами, вместе с тем есть то, что вы можете добавить в копилку собственных достижений и предъявить обществу. Каким окружным путем вы шли к осознанию себя?

– Моя мама – фельдшер-лаборант, отец – инженер-механик, с раннего детства у меня было заветное желание совместить живое с неживым. Для меня самая сложная и загадочная система, которую надо исследовать, – человек. И всегда хотелось как-то на эту загадку повлиять, используя для этого не сложившиеся, традиционные способы, а новые технические решения с применением современной инженерии. То есть помогать людям с помощью изобретений, так называемых технических лекарств.

Я не на шутку загорелся этой стороной деятельности и понял, что мое призвание быть врачом-инженером, хотя таких специалистов у нас не готовят. Чтобы с чего-то начать, я решил поступить в медицинский вуз, а техническое образование получить потом, но, не откладывая в долгий ящик, стал обучаться некоторым техническим навыкам самостоятельно. Освоил 3D-моделирование и основы прототипирования.

Однако жизнь всегда сложнее наших желаний, особенно когда встает вопрос самостоятельности. Я много и усердно учился, всегда на отлично, и мне это нравилось. Но в какой-то момент меня стали одолевать душевные терзания. Как будто занимаюсь чем-то важным, но чего-то не хватает. Нарастала неудовлетворенность, у меня куча идей, они генерируются, а результата нет. Я что-то записываю, делаю эскизы, даже стал знакомиться с 3D-принтером, накопил денег и купил его, стал изучать технологию производства силиконовых форм, изделий из пластика, освоил литье и азы мелкосерийного производства. Все это было интересно, но не то, чем бы я мог заниматься всерьез. И с четвертого курса я отчислился по собственному желанию…

Это был шок для моих родителей: все же хорошо, учусь на бюджете, все ладится. И только один человек меня понял и поддержал – моя любимая девушка Валентина, ставшая моей женой, тоже студентка СибГМУ, хирург, сейчас ординатор в Санкт-Петербурге. А поскольку я всегда хотел заниматься протезами, то и искал такое учебное заведение, где было бы направление протезно-ортопедической и реабилитационной техники. И его я нашел в РАНХиГС в Санкт-Петербурге, где есть специальность технолога-протезиста конечностей. Будучи там студентом, я открыл свою мастерскую, принимал заказы, оснастил оборудованием. Мне помогли навыки, которые я приобрел еще в Томске, когда одновременно с учебой работал в одной из фирм, где занимался печатью, отливками.

 

Возвращение

– Все же отлично, что тогда пошло не так?

– Обучаясь в РАНХиГС, я понял, что приобретаю технические знания, но не смогу быть в контакте с имеющими проблемы пациентами, ради которых и создаю продукт, – для этого у меня нет лицензии. При мне постоянно должен быть врач, который обладает необходимой информацией. Это лишало меня всякой самостоятельности. То есть я получаю технические знания, но ограничиваю себя как исследователь, ученый, у которого много идей.

Проблема моя была еще и в том, что при выборе профессии мне не хватило широты обзора, чтобы увидеть очевидное: то, чего я ищу, находится рядом. Это медико-биологический факультет своего же университета, где есть больший уклон в техническую направленность. Медицинский физик – это уже ближе к врачу-инженеру. И вот, снова ощутив необходимость перемен, я написал письмо декану медико-биологического факультета СибГМУ Светлане Валерьевне Гусаковой. Она очень участливо отнеслась к моей судьбе, предложив вариант возвращения. И вот я снова студент второго курса… Такой непростой путь поиска сформировал во мне навыки и компетенции, которые дали мне ряд преимуществ в реализации моих идей.

– Откуда берутся идеи?

– Из общения с любимой женщиной. Как-то моя жена-хирург посетовала, что требуется очень большая психологическая и профессиональная нагрузка, чтобы во время операции на головном мозге точно попасть в очаг, не повредив здоровые структуры. Но многим начинающим хирургам не хватает опыта, ошибки происходят из-за того, что нет достаточной практики. И я задумался: чем могу помочь решить эту проблему? Тогда появилась идея изготовить искусственную человеческую голову. Я начал заниматься этим как хобби. Стал работать с 3D-моделями, учиться проектировать, моделировать, лепить. У меня появилось несколько 3D-моделей, из которых можно собрать всю голову. Но для продолжения работы требовались другие ресурсы, финансы. И я понял, что, если не буду заниматься коммерческой деятельностью, рассчитывать на себя, то не достигну ничего. Я оформился как самозанятый, стал брать заказы, мастерская у меня была, одновременно набирался опыта. Взаимодействовал с опытными людьми, учился становиться предпринимателем.

– И в результате все-таки оказался в Томске?

– Да. А поскольку жена и мастерская остались в Санкт-Петербурге, то остроту разлуки я снимал тем, что занимался своими идеями. Тут в СибГМУ подоспела акселерационная программа поддержки студенческих инициатив «SIBMED-Акселератор», поддерживающая начинающих предпринимателей, и я решил в ней поучаствовать. Мой проект «_fossa cubitailis+» про подход к симуляции и имитации организма, который позволит реалистично воссоздать любую часть тела – от головы до пяток. В основе идеи – использование передовых компьютерных технологий, в том числе в области медицинской визуализации, а также модульность и обновляемость за счет использования уникальных материалов и технологических процессов, которые в итоге поз-воляют добиться максимально возможного анатомического соответствия и, как следствие, универсального использования устройства как биомедицинского тренажера. После этого были два дня демовыступлений, в которых я также принимал участие. В результате мой проект победил и моя научная идея стала продуктом, а у меня появилось видение своей будущей компании.

Параллельно я узнал, что есть программа «УМНИК», в рамках которой Фонд содействия инновациям оказывает помощь проектам, имеющим инновационную составляющую и новизну. Я подумал, что это хорошая возможность получить полумиллионную поддержку, но понимал, что одновременно это и большая ответственность – уже к концу года надо будет предъявить результат, а значит, уже на старте должен быть хороший задел. С идеей о голове, хотя она меня не покидает, выступать было рано, пришлось бы долго объяснять и остаться непонятым, поэтому я решил поучаствовать с тем, что было, с разработкой модульного биомедицинского обновляемого тренажера-имитатора человеческого тела с использованием аддитивных технологий для применения в образовательных и научно-исследовательских целях. И в итоге победил.

Учись, сколько хочешь

– В чем суть этого проекта?

– Моя цель – повлиять на мир так, чтобы уменьшить вероятность врачебной ошибки. Конечно, это громкое заявление. Но, возвращаясь к идее «сборной головы», могу пояснить, что хотел бы разработать такой способ, который бы позволил создавать модель конкретного человека с его индивидуальными особенностями заболевания, чтобы получить достаточную практику для спасения жизни. Скажем, воссоздаем модель головы ребенка с аномальным расположением сосудов, желательно, чтобы голова имитировала какие-то функции, а я еще продумал, чтобы там циркулировал «ликвор», по сосудам текла «кровь», и фактически создаем часть искусственного человека – копию живого, на которой можно потренироваться. Фактически это и есть такое техническое лекарство, которое позволит восполнить недостаток практики. Особенно востребованным оно может быть в среде студентов, которым даже при очень интенсивной нагрузке не хватает времени, чтобы усвоить азы анатомии, к тому же не секрет, что к шестому курсу многое забывается. А так, приобрел тренажер по своей специализации и восполнил пробел в знаниях. Такие тренажеры могут помочь и практикующим врачам, у которых нет достаточных навыков. Мне кажется, за подобными моделями будущее. Я это называю технологическим предпринимательством и хочу в нем участвовать.

– А наука?

– Она со мной. Не скрою, я хотел бы в будущем стать докто- ром физико-математических наук. Надеюсь, что у меня появится заинтересованный руководитель и надежный наставник.

Автор: Нина Губская
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 3 =