Король на выезде

Орган он и в Асине орган

Изобретение тюбика для красок произвело революцию в живописи: у художников появилась возможность писать на пленэре. Высокие компьютерные технологии, сумевшие оцифровать живое дыхание органа, сделали возможным невероятное – король инструментов стал мобильным, независимым от акустики зала и готовым к любым путешествиям.

Вот и недавнее приобретение Томской филармонии – трехмануальный цифровой орган, изготовленной итальянской фирмой Viscount, которая с конца XIX века принадлежит фамилии Галанти, – в конце прошлого года совершило небольшое путешествие по сибирским дорогам. Сначала в сторону западную – в Асино, затем в сторону южную – в Кожевниково.

Концерты в этих муниципалитетах стали частью филармонического фестиваля «Органные встречи», устроенного в честь презентации нового инструмента и поддержанного администрацией региона.

Путешествие «итальянца» в Сибири

Разъездная судьба цифровому органу была уготована изначально. Принимая решение о выделении 3 млн рублей, глава региона Сергей Жвачкин преследовал благую цель – мобильность нового инструмента даст возможность жителям глубинки услышать органную музыку, не выезжая в областной центр.

Но как поведет себя «итальянец» на сибирских просторах в условиях зимних морозов и весенне-осенней распутицы? И не укоротят ли переезды жизнь компьютерному разуму? Ответы на эти вопросы могла дать только жизнь.

– Дело не в самом переезде, а в том, как он делается, – резонно заметил штатный органист Томской филармонии Дмитрий Ушаков. – У филармонии пока нет инфраструктуры для того, чтобы инструмент гастролировал. Она еще создается. Недавно БКЗ обзавелся передвижной платформой, которая выдерживает 800 килограммов (орган весит 216 килограммов). Платформа нужна, чтобы выкатывать инструмент на сцену или убирать в «карман». Скоро будут готовы перевозные кофры.

Первую проверку на дорогах томскому Viscout’у пришлось проходить пока без кофров. Чтобы снизить риск во время путешествия, для перевозки была заказана специальная машина с термобудкой, где поддерживается температура на уровне +18–20 градусов.

За час до того как томскому «итальянцу» предстояло первое путешествие по Сибири, он успел познакомиться с музыкантом, с которым должен был играть для асиновской публики. Инициатива знакомства исходила, конечно, от органиста. Едва появившись в стенах Томской филармонии, органист из Красноярска Андрей Бардин сразу прошел к инструменту и стал его настраивать на игру.

– Хочу ему понравиться, – искренне признался музыкант с 20-летним опытом. – Надо, чтобы орган тебя принял.

Асино. Дом культуры «Восток»

Вместе с органистами в гости к асиновцам приехали и певицы – солистка Томской филармонии Валерия Тиунова и солистка Хоровой капеллы ТГУ Вероника Цай. Органу предстояло выступить не только соло, но и исполнить роль аккомпанемента.

Сто двенадцать километров до Асина король инструментов преодолел легко. «Свита» помогла ему занять место в центре сцены недавно отремонтированного зала.

– В свою сольную программу я включил такие произведения, чтобы показать возможности органа, его невероятные ресурсы, и чтобы не слишком тяжело было для восприятия, – пояснил Андрей Бардин. – Я не открываю Америки: сегодня при безграничных возможностях Интернета каждый может слушать Генделя и Баха, но любая живая музыка лучше, чем самая хорошая запись.

Анонсы в асиновских СМИ, в социальных сетях сделали свое дело: к 16.00 зал был заполнен. То обстоятельство, что они станут первыми, кто услышит голос нового органа в их городе, заставило многих горожан среди насущных забот понедельника найти время для встречи с классической музыкой.

Инструмент с тремя рядами клавиш, со множеством рычажков по обеим сторонам от клавиатуры вызвал удивление и жгучий интерес не только у детей, но и у взрослых. И вот он зазвучал. «Фанфары» Генри Пёрсела возвестили жителям Асина о прибытии важной персоны – короля инструментов, который может заменить целый оркестр, а может выступать солистом или в ансамбле с другими солистами. Когда на сцену вышли Валерия Тиунова с арией Странника из оратории «Триумф Юдифи» Антонио Вивальди и Вероника Цай, исполнившая знаменитую «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, даже новичкам стало ясно, что орган и человеческий голос – это близкие вещи.

– Сегодняшний вечер – просто праздник. Все произведения понравились, и особенно солисты. Такие голоса! Мощные! – с восхищением отметила технолог общественного питания Валентина Михайлова.

– Мы давно хотели послушать орган, – уверяли супруги Сельниковы, – специально хотели ехать для этого в Томск, и тут такая удача. Конечно, есть разница между цифровым и духовым органом, но впечатление замечательное. Тем более в условиях Асина.

– Мои ожидания оправдались. Сегодня я первый раз слушала орган. Представляла себя в храме… – призналась Светлана Мазаник.

– Эту традицию органных встреч будем продолжать. Показатель того, насколько важно сегодняшнее событие, – это зал. Теперь и органное искусство стало доступно жителям области. Для нас большая честь первыми услышать звучание цифрового органа, – подвел итог «Органным встречам» в Асине директор ГДК «Восток» Антон Подгорнов.

Кожевниково. Детская школа искусств

В Кожевникове на филармонического «итальянца» возлагалась почетная миссия – он должен был открывать концертный зал детской школы искусств после капитального ремонта.

Мороз и солнце, как в знаменитом стихотворении Пушкина, стали природной декорацией этого путешествия в сельскую глубинку.

– Просветительство, не сочтите за высокие слова, – благородное дело, – заметил принимавший участие в фестивале профессор Даниэль Зарецкий, когда познакомился со школой, где ему предстояло выступать. – Я прекрасно помню истории из своего детства, как великие Рихтер, Гилельс ездили и выступали в сельских клубах, где у пианино могла педаль отваливаться. Многие бы в своей жизни не услышали органа, а сегодня у людей есть такая уникальная возможность. Пусть не все из учеников этой школы станут профессиональными музыкантами, но, если они на всю жизнь останутся любителями классической музыки, это уже очень хорошо.

По словам Зарецкого, ему нечасто приходится выступать перед селянами, потому что духовые органы, как правило, располагаются в крупных областных центрах. Но возможности цифрового органа позволяют сделать доступной органную музыку и жителям глубинки.

В Кожевниково вместе с органистами Даниэлем Зарецким и Дмитрием Ушаковым выехали и солисты – Вероника Цай (сопрано) и Вячеслав Клименко (баритон).

Гостей встретила и познакомила со школой ее директор Маргарита Шашель:

– Школа была открыта в селе еще в 1959-м как музыкальная, в 1991 году мы переехали в это здание, в бывший райком компартии. Но оно долго не ремонтировалось, и только в 2020 году был проведен капитальный ремонт. Но эффект был бы не таким, если бы губернатор Сергей Жвачкин не выделил нам дополнительно 5 миллионов рублей на оснащение. Поэтому мы можем принимать вас в нашем прекрасном зале, где теперь есть и специальный свет, и звук.

В сольной части концерта был сделан упор на музыку, которая звучит в парижских соборах. Но какой же концерт без музыки Баха – именно его Концерт соль мажор открыл «Органные встречи» в Кожевникове.

Публика была потрясена и мощью звучания органа, и виртуозной игрой на этом загадочном инструменте.

Фестиваль «Органные встречи» ответил на вопрос доступности и мобильности цифрового органа утвердительным «да». Отныне не только слушатель может прийти к органу, но и орган может прийти к слушателю.

Автор: Татьяна Веснина,
фото автора

 

Жить в унисон

Михаил Грановский,
художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра

– Честь и хвала главе нашего региона Сергею Жвачкину за то, что он уделяет такое серьезное внимание культуре. К сожалению, не каждый руководитель областного ранга внимательно относится к этому пласту социальной жизни и серьезно вкладывается в его развитие. И не каждый руководитель живет в унисон с интересами артистов и зрителей.

Счастье, что в Томске работает такой губернатор, который поддерживает и филармонию, и театр драмы, и дом народного творчества «Авангард», и такие команды, как «ЮДИ», и огромное количество самодеятельных коллективов области, детские школы искусств… За годы его губернаторства уже появилось 10 новых объектов, где люди с удовольствием развивают свои творческие таланты: концертный зал в Стрежевом, дома культуры в Клюквинке Верхнекетского района и в Пудовке Кривошеинского района… О некоторых населенных пунктах мало кто из нас и слышал, так далеко они находятся от областного центра.

В год 75-летнего юбилея филармонии и нашего оркестра из бюджета региона было выделено 50 миллионов рублей на приобретение музыкальных инструментов, в том числе и нового электронного органа, а также на одежду сцены. Знаю, что уже куплен дорогостоящий экран для сцены Большого концертного зала филармонии. Несколько лет назад филармония приобрела рояль премиум-класса «Стейнвэй» благодаря личной заинтересованности в этом Сергея Анатольевича. Такие инвестиции демонстрируют особое отношение губернатора ко всему, что связано с культурой. Благодаря его отношению к музыке (он и сам когда-то играл в вокально-инструментальном ансамбле) маэстро с мировыми именами – Валерий Гергиев, Денис Мацуев – выступают на томской сцене чаще, чем на столичных.

Я очень благодарен Сергею Анатольевичу за его рвение и поддержку филармонии и нашего оркестра. Желаю ему крепкого здоровья, многая лета, чтобы все его проекты, чаяния и надежды осуществлялись и впредь, чтобы Томская область могла гордиться и своими инновационными предприятиями, и вузами, и культурой.

Когда я в первый раз пришел в кабинет губернатора, а было это три года назад, я ему сказал, что очень бы хотел, чтобы он мог гордиться нашим оркестром как ведущим коллективом Томской области. Наши успешные осенние гастроли в Москве и Санкт-Петербурге, как мне кажется, это подтверждают. Еще раз желаю ему многая лета и чтобы Томская область процветала, а люди жили лучше!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 9 =