Красное и белое

И антагонисты становятся союзниками

Если у Андрея Клишина, агронома «Сибирского молока», жена из ревнивых – тысячу раз перед ней извиняюсь. Каждый день да по нескольку раз всю предыдущую неделю я звонила и списывалась с Андреем Анатольевичем по поводу репортажа с заготовки кормов. Но дожди постоянно путали нам карты и ломали все планы. Но наконец-то все сложилось:

– Приезжайте, сегодня осадков пока не ожидается, – с утра пораньше сообщил главный агроном хозяйства, – побываем на всех участках работы кормозаготовительного отряда.

Рисковые ребята

Много-много лет назад в ТГУ на отделении журналистики у студентов в расписании по средам значился творческий день. Ни тебе лекций, ни семинаров. В начале года мы выбирали опытного наставника в одном из областных СМИ и постигали под их опекой азы будущей профессии. Мы тогда читали газеты и смотрели телевизор, поэтому знали всех профи наперечет. Мне очень нравился сельхозник «Красного знамени» Юрий Гришаев – глубиной погружения в тему, смачностью языка, смелостью в суждениях. И именно от Юрия Иннокентьевича я впервые услышала выражение «зона рискованного земледелия». Так говорили в советское время о территориях, на которых урожай зависел от непредсказуемости погоды – засухи, жуткого переувлажнения, низкой температуры…

Однако шагнувшие вперед гигантскими шагами технологии, выведение холодоустойчивых сортов различных культур, принципиально новая техника в последнее время не позволяют характеризовать Сибирь как зону рискованного земледелия. Томские рекорды намолотов тому подтверждение: в прошлом году хозяйства всех категорий региона намолотили зерна более 517 тыс. тонн! Хороши были показатели заготовки кормов. А продуктивность дойного стада и вовсе зашкаливала – 7,5 тыс. кг молока. По признанию главы региона Владимира Мазура, это «лучший результат в Сибири».

1900 голов – таково сегодня поголовье коров голштинской породы в хозяйстве.

Но нынешнее лето опять нас вытолкало в зону рискующих аграриев.

– С 1 мая по 29 июля на земли ООО «Сибирское молоко», базирующегося в селе Ягодном Асиновского района, выпало 32 миллилитра ничтожных осадков, – вздыхает Андрей Клишин, выруливая на поле, где идет заготовка многолетников на сенаж. – А в норме для активного роста культур требуется за три месяца не меньше 210 миллилитров. Клевер реально сошел с ума – в годы с нормальной влажностью с гектара мы имеем 8 тонн, а нынче – с грехом пополам 5,5.

«Нива» катит мимо кукурузного поля. Вшивенькие, не больше метра с кепкой стебли. Вместо того чтобы еще набирать и набирать зеленую массу, сбитые засухой с толку растения активно выбрасывают метелки, задумавшись о початках.

– Эх, – продолжает вздыхать главный агроном, – не на такое мы рассчитывали… В сентябре рапс на 400 гектарах подойдет – с ним поработаем. Но все же пришлось принять очень и очень тяжелое решение – на корма будем убирать и часть овса и даже часть пшеницы.

Ферма «Сибирского молока» – одно из флагманских предприятий молочного животноводства региона. Это самый современный за Уралом производственно-товарный комплекс европейского уровня. Предприятие оснащено роботизированными доильными установками Lely Astronaut. Обслуживают эти установки барышень голштино-фризской породы, прибывших прямиком из Голландии. Барышни высокотребовательны во всем. При них нельзя даже повышать голос. Живут они как светские львицы. Встают, когда посчитают нужным. Захотеть подоиться могут в любое время суток, даже ночью. И робот с удовольствием это сделает, предложив бурёнке сначала вкусняшки в виде сбалансированного и обогащенного комбикорма. Бочок почесать – рядышком автоматический ершик. И обеды-ужины у голландок по их усмотрению. В меню должны быть только отменного качества блюда. Иначе голландки не будут давать без малого 10 тыс. литров молока в год каждая, а это в ре-гионе лидерские показатели.

Вот за такой рацион и отвечают кормозаготовители предприятия. И, чтобы стадо было круглосуточно сытым, требуется запасти на зиму не менее 37 тыс. тонн зеленых кормов в виде сенажа и силоса.

Мой ласковый и нежный зверь

Чтобы с кормами не было проблем, а нынче без этого не обойтись – дай бог заготовить 30– 31 тыс. (остальное на стороне придется добирать, переговоры уже ведутся), здесь постоянно пополняется парк техники.

– Мы осознанно идем на большие траты, закупая технику для растениеводов, – подчеркивает Андрей Клишин. – У наших самых лучших коров должен быть самый лучший корм – сбалансированный по протеину, клетчатке, сахару и еще множеству показателей. Без надежной техники никак нельзя…

На минутку отвлекусь от происходящего вокруг – стала свидетельницей разговора главного агронома и директора хозяйства Евгения Мезина, по рации (а ими снабжены все 12 единиц кормозаготовительной бригады) они обсуждали самолеты. Про себя подумала: а чего бы таким успешным людям не купить парочку аппаратов? Мой экскурсовод Клишин будто прочел мои мысли:

– Действительно думаем самолетом легким обзавестись. Химическая обработка полей стала бы намного эффективнее, оперативнее, цивилизованнее.

В день моей работы в «Сибирском молоке» в Березкине, под Томском, как раз состоялся первый в России чемпионат агродронов, и на аппараты, предназначенные для химобработки, там была сделана большая ставка. Поговорили и о перспективах этих цифровых агрегатов…

9 тыс. гектаров земли –
площадь полей предприятия.

На клеверном поле становится немного грустно. Многолетники и впрямь не ахти, если не сказать – плохонькие. В прошлом году хозяйство купило кормозаготовительный комбайн «Ягуар». На пару с еще одним агрегатом два «железных коня» способны в сутки подобрать до 700 тонн подвяленной зеленой массы.

Алексей Захаров

– С горем пополам вдвоем с Александром Генераленко делаем за смену 500–600 тонн, – рассказывает, приглашая в кабину «зверя» Алексей Захаров. Он житель Асина, на предприятии второй год.

В ООО очень много «иногородних», для них создаются хорошие условия – предоставляется транспорт, молодые могут «приземлиться» в общежитии в Ягодном. Опять же питание бесплатное два раза в день, в кафе приготовленное. Кстати, машина-«хозяйка», обслуживающая отряд кормозаготовителей, ежедневно наматывает до 300 км, стараясь удовлетворить все потребности механизаторов. Запасные части, обеды, медикаменты в случае чего, привезти с работы на работу – это все зона ответственности Юрия Шилова, который даже ужин механизаторский мне продемонстрировал – гречка с мясом, ароматный чаек.

…В кабине «Ягуара» – лепота. Снаружи 31 градус жары и море сумасшедших огромного размера оводов, настырных слепней и вездесущей мошкары. А здесь прохладно, практически не слышно работы мотора, кондиционера. И музыка настраивает на лирический лад.

– Еще бы трава радовала, – вздыхает Алексей.

А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк…

Вдалеке вижу занятную косилку:

– Ой, как похожа на бабочку!

– В народе этот «Эскуд» так и зовут – бабочка, – поясняет Захаров. – С двух сторон будто крылышки всегда распахнутые.

Вячеслав Неумержицкий

Оказалось, что эта «бабочка» очень уж умная. Не просто скашивает траву, а еще и плющит ее, как того требует технология, да и уложить зеленую массу может как в один валок, так и в три сразу. Управляет агрегатом местный Слава Неумержицкий. Читателям «Томских новостей» он уже знаком – осенью прошлого года красовался на обложке нашей газеты. Дело было в сентябре. Мы с командой, сделав репортаж с нескольких избирательных участков региона, возвращались в Томск. Не могла я не остановиться на пшеничном поле, по которому плыл новенький красавец комбайн и не запечатлеть на фото молодого, как оказалось, передовика производства, который тут же доложил, что с утра моросил дождь и он, воспользовавшись окном, съездил на избирательный участок и проголосовал за своих кандидатов.

Игорь Филиппов

О здешних передовиках разговор отдельный. В этом отряде работает никто иной, как сам Игорь Филиппов. 25 лет он утюжит ягоднинские поля, сначала принадлежавшие колхозу имени Кирова, теперь – «Сибирскому молоку». Имеющие даже далекое отношение к сельскому хозяйству наверняка помнят эту фамилию. Комбайнер от Бога. Лидер по намолотам. По итогам уборочной кампании прошлого года на его счету 28 160 центнеров зерна! Летом механизатор становится членом кормозаготовительного отряда. Вот он – как раз на второй косилке с почти аппетитным, но уже канувшим в прошлое названием – MacDon. Тоже комфортный и высокопроизводительный агрегат:

– То, что в этой косилке регулируемое сиденье, это мелочь по сравнению с ее возможностями, – признается Игорь Владимирович. – Агрегат может убирать даже самые низкорослые культуры, а нынче это как раз то, что доктор прописал. Может двигаться в обоих направлениях, а поворот кабины осуществляет на 180 градусов.

Но была и еще одна тема в нашем разговоре. И эта тема в очередной раз подчеркнула личное отношение директора хозяйства Евгения Мезина к каждому сотруднику, к каждой семье работающих в ООО. Старший сын Игоря, Владимир, сейчас в зоне специальной военной операции. Обмолвился недавно боец отцу про то, что колеса машины, на которой несет службу, стали совсем ни к черту. Тот между делом поделился проблемой с Андреем Анатольевичем. Клишин уже осознанно рассказал о ситуации директору. Евгению Владимировичу потребовалось пару минут, чтобы распорядиться о покупке новой резины и отправке ее «Деловыми линиями» на фронт земляку. Комплект всесезонной резины, диски доставлены прямиком в руки бойца.

Два оттенка одного года

…Проходим с главным агрономом по всей кормозаготовительной цепочке. Водители, занятые транспортировкой зеленой массы с полей до бурта в поле, где закладывается сенаж, тоже от лета не в восторге:

– В прошлые годы, когда погода нам благоволила, – рассуждает водитель Евгений Лихачев, – приходилось в жестких условиях работать – дорожники приводили трассу в порядок. А сейчас, когда дорога больше напоминает взлетную полосу… Эх, хорошей бы нам травы нынче, летали бы.

Евгений Лихачев

Евгений на дорогах Ягодного уже 20 лет. Но в отличие от некоторых сезонных механизаторов занят на своем КамАЗе круглый год.

– У меня год делится на два периода, – улыбается Женя. – В холодное время он светлых тонов – вожу из Асина, с лесокомбината, опилки на ферму. А в теплые месяцы – зеленых. Кормозаготовка, потом уборка зерновых.

С ним в звене транспортников симпатяга Максим Баранов. Обожаю таких людей, кто в 20 лет четко знает, что ему в жизни интересно. Максим уже «со стажем» – пять месяцев в хозяйстве, а до этого, будучи студентом Первомайского филиала Томского аграрного колледжа, два месяца проходил здесь практику.

– На практике я побывал в других хозяйствах, но выбрал это предприятие. Здесь все так по-современному, такой замечательный коллектив, – признается Макс. – Имею сразу три категории – С, D, Е, на любой трактор сяду. Здесь для молодых все условия. Я сразу получил робу, зимние сапоги, зимнюю куртку, бесплатное питание и, что очень важно, крышу над головой, пусть общежитскую, но очень приличную. Сейчас вот со своей девушкой снимаем жилье в Асине. Осенью ухожу в армию и возвратиться намерен только и только в «Сибирское молоко», – взяв паузу в ужине, рассказывает Максим.

Подмечаю, что эта часть отряда заправляется тушеной картошкой с курицей. Тоже из кафе. Мне предложили присоединиться и перекусить, но вдалеке, в стороне Томска, небо уже начинало строить свои козни – до дождя оставалось совсем немного времени. А хотелось и на бурт слетать, и на невероятный молочный комплекс заглянуть. Коршуны постоянно отвлекали от работы. Когда насчитала уже десяток птиц, спросила, чего это они так кружат здесь.

– Так тоже пообедать прилетели, – растолковал Алексей Захаров. – Мы же траву под корень срезаем, и все местные деликатесы как на ладони – мышки-полевки, перепелочки, а то и косачи…

Желать приятного аппетита хищникам совсем не хотелось…

 

Отличительный знак – красную корову – голландцы, с кем у нас установлены крепкие партнерские отношения, презентуют мегафермам. Мегаферма – это ферма, обслуживаемая более чем восьмью роботами. У нас их девять. Мы честно заслужили свою красную корову. На европейских предприятиях такие коровы стоят на самом видном месте, а мы решили сделать ее такой же труженицей, как мы все в этом хозяйстве. Поэтому мы запрягли ее в телегу, и она везет свое молоко на территории комплекса. Голландцам эта идея очень не понравилась, но мы насмешливо сказали, что у нас работают все, даже те, кто является отличительным знаком.

Евгений Мезин,
директор ООО «Сибирское молоко»

 

Зачем столько б/у резины молочникам?

А на другом поле в этот день завершалась укладка сенажного бурта, которым заготовители занимаются уже пять дней. Агроном Родион Харбатович вовсю дирижировал процессом. Все свеженькие корма, уже готовые к хранению, размещены в четырех ямах в Маложирове, в одной на новом комплексе, в двух – в самом Ягодном и в этом полевом бурте. Яма – это хранилище кормов с бетонными стенами, бурт – хорошо утрамбованная техникой гора сенажа. Мало того что Родион контролирует время, количество и вид консервантов, которыми необходимо поливать в период трамбовки подвяленную еще в поле зеленую массу, ему приходится следить за чистотой закладываемых кормов. Постоянные дожди этому большая помеха. Вот и насыпали вокруг бурта опилок побольше, чтобы грязь не таскалась. Если вдруг опилки и попадут в сенаж – это не так страшно, как присутствие грязи в кормах. Да еще три человека с вилами орудуют – как видят грязевой комок – подальше от бурта откидывают его. Два трактора беспрестанно копошатся на вершине, разравнивая и прессуя все новые партии зеленой массы. А неподалеку сушится пленка огромного размера. Оказывается, как только начинает моросить дождь, бурт сразу же накрывают, небо чистое – открывают.

Спрашиваю Родиона:

– Вам бы день продержаться да ночь простоять? Имею в виду – провести заготовку кормов да уборку зерновых, а потом на печи полеживать?

– Да вы что? – искренне изумляется моей «осведомленностью» Родион. – Зимой работы не меньше, и она не менее ответственная. Контроль за заготовленными кормами, анализ зерна, поиски укрывного материала… А он не простой: нижний слой черный, не пропускающий кислорода, что гарантирует хорошую консервацию, а верхний слой – белый, не пропускающий тепло и солнечные лучи. Закрываем сегодня бурт такой пленкой, обкладываем вокруг автомобильными покрышками. (Вот зачем отовсюду везем их в хозяйство. Нынче из Томска четыре КамАЗа с прицепами транспортировали шины). И забываем об этом сенаже на 40 дней. Потом делаем тщательный анализ получившегося сенажа на питательность, кислотность, энергетическую ценность и так далее. И только потом зоотехники дают добро на использование этой партии продукта или будут корректировать его. Наши подопечные должны получать корма в достатке и только достойного качества.

«Гороскоп» на каждую корову

Директор с главным агрономом постоянно привносят в работу предприятия что-то новенькое, инновационное. Для этого время от времени посещают известный далеко за пределами России учхоз Кубанского государственного аграрного университета, что расположен в станице Лазаревской. Высматривают, выведывают, выясняют, а потом внедряют у себя.

– Мало построить уникальную роботизированную ферму, завезти на нее продуктивных коров, подготовить качественных и, что очень важно, надежных, открытых всему новому специалистов, – рассуждает Андрей Клишин. – Надо постоянно подпитывать интерес коллектива к совершенствованию, стимулировать этот интерес революционными разработками, открытиями ученых, опыту других сельхозпроизводителей. И наш директор эту работу считает не менее важной, чем выстраивание четкой деятельности ветеринарной службы, зоотехнической или группы растениеводства.

…Мне в руки попалось коротенькое видео, где внук Андрея Анатольевича, четырехлетний Лёва, с упоением режет огурцы и громко заявляет: «Буду как деда агрономом». Но Андрей Анатольевич себе немного льстит, когда рассказывает об этом. Как только Лёва приезжает из города в Ягодное, он сразу тащит деда на ферму и часами может наблюдать за коровами, за волшебными поилками, в которых всегда чистейшая вода, за чесалками, которые начинают движение, если корова о них подумала (ну во всяком случае со стороны именно так кажется). За роботом, очень похожим на робота из мультфильма «Тайна Третьей планеты». За огромными лопастями вентиляторов на потолках. И всегда просит рассказать, что это такое висит на шее каждой коровы. Мне Андрей Анатольевич тоже рассказал, только более взрослым и профессиональным языком:

– Это чип, содержащий полную анкету каждой бурёнки. В ней все, как про нас в наших личных кабинетах на сайте «Госуслуги». Дата и место рождения. Сколько молока дает, какая у нее жоркость (есть такой термин в животноводстве). Что и как с ее организмом.

– В этом чипе, – продолжает разговор совсем юная зоотехник, еще студентка Анжелика Нестерова, – много-много еще чего, дающего возможность подкорректировать условия содержания и кормления, сделав их для каждой коровы индивидуальными и качественными.

А на территории молочного комплекса в 10 шагах от суперфермы на лужайке круглосуточно тянет свою лямку красная корова – единственная за Уралом безоговорочно признанная европейцами-профессионалами достойным лицом «Сибирского молока». У «Томских новостей» красная корова мгновенно вызвала ассоциации с мишленовскими звездами как символом устремленности в будущее, как доказательство, что невозможное возможно. Производитель автошин французская компания «Мишлен», заинтересованная в развитии в своей стране автомобильного туризма, начала награждать мишленовскими звездами самые отличившиеся на маршрутах рестораны. А признанные в мировом молочном животноводстве европейские авторитеты награждают своими знаками отличия – скульптурами красных коров реальных размеров – самые-самые продвинутые фермы в странах-партнерах. Белое молоко от красной бурёнки… Символично, однако.

* * *

…Ливень как из ведра жахнул, когда мы выезжали с территории комплекса.

– Не прошло и полгода, – сыронизировал Клишин, давая по рации команду кормозаготовителям немедленно закругляться.

А у меня на душе было светло и радостно – урвала у августа полдня, чтобы рассказать о людях, которые крепко знают свое дело. Будем с молоком!

Справка «ТН»

Недавно предприятию официально присвоен статус племенного репродуктора по разведению крупного рогатого скота голштинской породы со всеми вытекающими из этого очень созидательными и для коллектива, и для жителей области, и для экономики региона последствиями.

Автор: Вера Долженкова
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × пять =