Лариса Сорокова: Об отставке министра образования

СороковаЛариса Сорокова, замдиректора по научно-методической работе, исполнительный директор инновационных проектов и разработок томской средней школы №49

-Отставка Дмитрия Ливанова – это ответная реакция власти на возрастающее недовольство в учительской, преподавательской и родительской среде.

Что сделал Ливанов? Продолжил реформу образования, начатую Андреем Фурсенко, но в отличие от своего предшественника резко ускорил ее темпы и усилил тенденцию централизации. В деятельности Фурсенко существенное место было отведено децентрализации, несмотря на то что в его бытность министром была введена процедура ЕГЭ. В школах появилось профильное обучение, преподаватели имели возможность выбирать учебники, образовательные программы. И закон об образовании был достаточно демократичным.

Во времена Дмитрия Ливанова начались другие процессы. Во-первых, резко сузился перечень учебников, которые педагоги могут использовать для преподавания предметов (и даже зашла речь о создании единого учебника истории!). При этом многие хорошие учебники министерство отсекло без особых объяснений. Во-вторых, в общем и высшем образовании были введены новые федеральные образовательные стандарты. Они предусматривают обучение школьников и студентов разным видам деятельности: проектной, исследовательской… Эти стандарты были разработаны без излишней детализации и предоставляли преподавателям достаточно много свободы, но следом появилось множество подзаконных актов, методических рекомендаций. Они сильно сузили эти рамки. В-третьих, попытки введения школьной формы. Иными словами, чиновники сделали много шагов, чтобы стало больше общего, единого.

В учительском сообществе такая образовательная политика стала вызывать отторжение. Еще более остро на нововведения отреагировала высшая школа. В ней стали насаждать бакалавриат, стандартизировать оценку результатов работы вузов и выделять приоритетные, сливать и переструктурировать институты и университеты… Такие бурные и быстрые изменения закономерно привели к падению качества образования.

Реформирование Российской академии наук также вызвало недовольство и обращение к президенту ведущих российских ученых…

Те, для кого делаются реформы, – участники образовательного процесса на разных уровнях – оказались отодвинутыми, не допущенными к этому процессу.

Поэтому финал, на мой взгляд, закономерный. Что будет дальше – большой вопрос. Судя по первым выступлениям нового министра, Ольги Васильевой, политика реформ будет продолжена, но она станет носить более мягкий и постепенный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − восемнадцать =