Литовский опыт борьбы с пробками или Новому мэру Томска на заметку…

Пять часов самолетом из Томска до Москвы, полдня ожидания, еще один перелет в пару часов – трап, аэроавтобус, гулкий удар штемпеля пограничника о страницу загранпаспорта – и мы в Литве, в Вильнюсе.

Несколько вековых университетов, узкие старинные улочки, масса культурных объектов, крупные научные центры… Камерный, уютный и в то же время современный город сегодня дает приют более чем полумиллиону человек, являясь главным торговым, экономическим, политическим и научным центром страны.

В Вильнюсе неплохо решены важные для его жителей проблемы: безработица на относительно низком уровне, медобслуживание – на высоком, общественный транспорт работает как часы, а качество дорог таково, что по ним можно ездить даже на самокате. Особенно нас поразило то, что городу, по размеру и количеству жителей похожему на Томск, уже давно удалось справиться с одной из самых животрепещущих проблем Сибирских Афин – пробками. Успешным опытом мы попросили поделиться мэра Вильнюса Артураса Зуокаса.

Планируем среду

– В основе беспробочного существования в первую очередь лежит грамотное планирование городской среды, – с ходу начинает Артурас. – Важно, чтобы все рабочие места, магазины, кафе не скапливались в одном районе. У каждого горожанина рядом с местом проживания должно быть все необходимое: детский сад, школа, магазины с одеждой, продуктами и, конечно же, работа. Иначе ему придется целыми днями колесить по городу. Понятно, что перекраивать старые районы непросто… Мы, чтобы хоть немного перераспределить потоки, отнесли, например, все крупные торговые центры в пригород. Это сейчас всемирная практика.

Один билетик, пожалуйста…

Следующим шагом стала работа с системой общественного транспорта. Сегодня в Вильнюсе нет ни одной частной маршрутки, только большие муниципальные автобусы и троллейбусы, для которых выделена отдельная полоса движения (это не говоря о трамваях). Здесь искусственно создали ситуацию, когда жителям добираться до работы удобнее на автобусе, чем на собственном авто. И, надо сказать, это дало свой результат. По признанию мэра, буквально за пару месяцев после преобразований количество машин на дорогах резко сократилось.

– Город у нас небольшой, внушительное число улиц – старые и узкие. Поэтому следующим шагом стало повышение стоимости парковочных мест, – поясняет мэр. – При диких заторах на улицах, которые когда-то имели место, и огромном дефиците участков для стоянок приезжать на работу в собственном авто, чтобы оно просто так простояло восемь рабочих часов у окна, оказалось роскошью. Согласитесь, сомнительный комфорт – отправиться домой, пусть и на своей машине, но при этом простоять пару часов в пробках да еще и заплатить около 15 евро за парковку (2 евро в час).

Ключ по СМС

В качестве альтернативы жителям Вильнюса предложено было сразу несколько вариантов. Самый кардинальный – пересесть на велосипеды. В городе были созданы десятки пунктов проката двухколесного транспорта. Все они работают по свободной системе выдачи и приема, то есть взять и сдать велосипед можно в разных уголках города, там, где вам удобно. Менее радикальный путь – брать напрокат авто. Система та же, что и с велосипедами: взял у дома, сдал, к примеру, у работы, на другом конце города. Экономия колоссальная – не нужно тратиться на техобслуживание, замену шин и другие обязательные манипуляции с машиной… Плюс это отличное решение проблемы нехватки парковочных мест.

Естественно, для Сибири с ее суровым климатом двухколесная альтернатива не вариант. В минус 35 на велосипед не сядешь, однако ход со съемными авто вполне может сработать. Только вот организовать систему нужно грамотно.

– У нас эта услуга работает так: регистрируетесь на сайте, отправляете запрос, указывая свое местоположение и приблизительное время, на которое вам нужна машина. Буквально через несколько минут на ваш мобильный приходит СМС с кодом и номером авто. Остается просто прийти на стоянку и забрать его. Дверца открывается без ключа, просто вводите код, полученный по СМС, и в путь.

На занятия – на полчаса позже

Одно из последних преобразований, предложенных Заукасом, – сдвинуть время начала учебного дня в школах и университетах города.

– Сейчас школьники Вильнюса учатся с 08.00–08.30, к этому же времени на работу едут их родители, – пояснил мэр. – В итоге получается, что весь город начинает движение в одно и то же время, из-за чего на некоторых участках снова появляются заторы. Я предложил сдвинуть начало первого урока на 9 часов. Это касается только учеников старшего звена школы и студентов, младших увозят в школу родители… Я уверен, с 1 января следующего года, когда это решение вступит в силу, пробок станет еще меньше.

Зеленые коридоры

Недавно в Вильнюсе ввели в эксплуатацию и интеллектуальную систему управления светофорами.

– Это очень действенная мера по части борьбы с пробками. На каждом светофоре установлена камера. Если поток машин большой, информацию об этом тут же получает центральный компьютер. Он задерживает включение красного сигнала, тем самым увеличивая пропускную способность магистрали.

Такие зеленые коридоры сегодня действуют на большинстве центральных перекрестков города.

Томск – Москва – Вильнюс – Томск

 

Артурас Зуокас: Я не политик, я сити-менеджер, обычный хозяйственник. Управлять городом — то же самое, что владеть огромным предприятием.

справка «тн»

Артурас Зуокас – литовский журналист, политик, предприниматель, мэр Вильнюса в 2000–2007 годах и с 2011 года. Дипломированный специалист, он создал закрытое акционерное общество «Агентство балтийских новостей». Занимался торговлей электроникой, участвовал в приватизационных проектах. С середины 1990-х годов был одним из инициаторов возрождения Заречья (Ужупис) – района трущоб в Вильнюсе, казавшегося безнадежным, и создания Ужупской Республики. В 2000 году выбран на должность мэра. В 2011 году был награжден Шнобелевской премией  за предложение бороться с припаркованными с нарушением правил машинами класса люкс с помощью танков.

2 мысли о “Литовский опыт борьбы с пробками или Новому мэру Томска на заметку…”

  1. Шикарная статья! Коротко, лаконично, донесена самая суть! Сразу возникает желание спроецировать эти методы на наш город. Думаю в Мэрии обратят на нее внимание. Побольше бы таких статей и в городе будет жить лучше!

  2. Думаю напротив — что в мэрии не то что не обратят внимания на эту статью, но и вообще читать не будут. Для них пробки не проблема — на общественном транспорте они не передвигаются. Опять услышим песни про отсутствие денег в бюджете. Посмотрим через полгода — как обратят внимание. Если ничего не изменится , то все разговоры о заботах на благо томичей только выборная риторика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + девятнадцать =