Зачем деревья на зиму сбрасывают листья? Чем зимний сон отличается от спячки? На уроках экологии в Басандайской средней школе педагог Марина Павлова не только помогает ребятам найти ответ на эти вопросы, но и воспитывает в них чуткость и уважение к природе.
Дорогу осилит идущий
От Томска, где живет учительница, до Басандайки, где она работает, около50 кмпо железной дороге, ежедневно по часу в оба конца на электричке. За годы работы Марина Павлова выучила эту дорогу наизусть, а от новичка в экологии прошла путь до «Лучшего педагога-эколога общеобразовательного учреждения» – звания, которое она недавно получила на областном конкурсе.
– Экологию я преподаю с 2002 года, – рассказывает Марина Павлова. – По специальности я биолог-химик, что такое экология прежде и представления не имела, но когда предложили попробовать свои силы, согласилась. Походила на семинары, перелопатила гору литературы, училась сама и как-то незаметно срослась с этим предметом.
Спрашивайте – отвечаю
О том, что экология – это наука о взаимоотношении живых организмов и систем между собой и окружающей их средой, ребята узнают с первых занятий у Марины Александровны. Впрочем, сама она убеждена: теория теорией, а главное – чтобы знания постоянно подкреплялись практикой:
– Можно сколько угодно обучать детей в кабинете, но стоит их сводить куда-то, показать вживую, дать потрогать – и восприятие совершенно другое. Самое лучшее обучение – когда дети сами задают вопросы.
Сочетание школьных уроков, практических занятий и внеклассной работы вызывает интерес среди учеников. Ребята ездят на областные и всероссийские олимпиады и сажают цветы возле школы, пишут исследовательские проекты и изучают состояние родника в поселке, участвуют в конкурсах и посещают с экскурсиями ботанический сад, Музей леса, Синий утес.
Узнать и полюбить
Задача школьного курса – чтобы дети получили минимальный набор знаний по экологии и соответственно этим знаниям могли себя вести:
– Экологическое образование – это прежде всего культура окружающей среды, которая должна быть привита каждому человеку, и сделать это легче всего именно в детском возрасте, – говорит Марина Павлова. – Мы не ученых готовим, но и экологической безграмотности не должно быть.
После школьного курса экологии в 6–9-х классах ребята знают о приспособлении живых организмов в природе, умеют вести себя в лесу. Но главное даже не это. По словам педагога, деревенские дети часто не замечают красоты, которая их окружает, и задача учителя – открыть им эту красоту, привить чуткость и бережное отношение к окружающему миру.
В состоянии ожидания
Сравнивая начало своего пути в этой науке и день нынешний, Марина Александровна вздыхает: тогда не было ни учебников, ни преподавателей, никто просто не знал, как вести экологию в школе. В 2011 году педагог стала соавтором учебного пособия, посвященного экологическим проблемам Томской области.
В настоящее время трудностей тоже хватает: экология остается предметом не обязательным. Отсюда – отсутствие единых учебников и единой учебной программы (каждый преподаватель изобретает свой велосипед). Экзаменом экологию сдавать тоже нельзя, хотя желающих достаточно.
– Сегодня мы находимся в состоянии ожидания. В 2010 году президентом было что-то сказано о положительном значении экологического образования, мы воодушевились, и – тишина. Но этот предмет очень нужен, его нельзя убирать, – убеждена Марина Павлова.
«Я люблю природу, люблю жизнь, люблю детей. И не люблю стоять на месте!»
Марина Павлова, преподаватель экологии Басандайской средней школы