Рыцарь в образовании

Евгений Грищенко, заместитель директора по учебной работе ИК-4

Мероприятие с красивым, хотя и немного помпезным названием прошло в Томске

По сути «Рыцарь в образовании» – это конкурс профмастерства среди педагогов-мужчин. Первый в Томской области и, кажется, даже в России. Программная цель – выявление талантливых учителей, их поддержка и поощрение, повышение престижа профессии и распространение опыта. В конкурсе приняли участие 32 человека, в финал вышли 11. В Томск съехались учителя из Кожевникова, Стрежевого, Первомайского, Кривошеина, Асина, Парабели, Бакчара, Тегульдета, Томского района, Северска, не считая педагогов из самого областного центра.

Если женщина просит…

Заключительная часть «рыцарского турнира» состоялась 25 ноября в ТОИПКРО. Каждый претендент представлял на суд жюри короткий – на 15 минут – мастер-класс, презентуя свою методику преподавания и отвечая на вопросы.

Для журналистов подобные мероприятия кончаются традиционно: интервью с победителем. (То есть счастливый, уставший, нагруженный подарками человек должен произнести для СМИ что-то умное. При этом рядом уже подпрыгивает в нетерпении группа поддержки – пора ехать отмечать! Коллеги ходят кругами – давайте фотографироваться! И организаторы деликатно намекают, что пора бы уже освободить сцену – конкурс-то закончился…)

А поговорить о роли мужчины в современной педагогике хотелось. И вот ваш корреспондент накануне состязания попросил организаторов познакомить с кем-нибудь из «рыцарей-предметников» – с обычным школьным учителем. Организаторы кивнули: «Есть такой. Умница, вам понравится. Правда, контингент у него трудный…»

Евгений Грищенко согласился побеседовать, не откладывая. Через пару минут разговора выяснилось: он преподает русский язык и литературу в колонии строгого режима.

– Что, не подхожу? Не будете теперь писать?

– Ну, почему же… Побеждайте – напишу!

Мы проговорили час. На следующий день Евгений Грищенко занял первое место.

Нестандартные ученики

– Я родился в Юрге, в Томск приехал учиться, окончил филологический факультет ТГУ. Сразу после устроился учителем в исправительную колонию № 4, стал заместителем директора по учебной работе.

Конечно же, школа – нестандартная, ученики – нестандартные, сам урок уже подпадает под определение «сложной ситуации». Сидящие в классе люди – разновозрастные взрослые с разными образовательными пробелами. Поэтому моя цель – не столько дать «образовательный стандарт», сколько создать на занятии особую атмосферу общения. Чтобы никто не чувствовал себя ущербным, угнетенным.

По опыту могу сказать: безнадежно «тупых» учеников не бывает. Достаточно посидеть с самым неуспевающим после уроков, уделить ему больше времени, чем остальным, – и можно достичь определенных успехов.

Конечно, как и большинству школьных учителей, мне регулярно приходится выслушивать вопрос: «А зачем мне все это нужно? Почему я должен читать?» Ответом на него я задался с первого года работы. Один из моих главных аргументов: «Человеческий мозг нуждается в деятельности, как и мышцы. Здесь, в школе, разрабатывается творческое мышление, развивается память, расширяется кругозор. Любите всякие кроссворды-сканворды? Вот и к учебе относитесь так же».

Взрослых, конечно, труднее приохотить к чтению, чем детей. Обычный человек приходит домой, включает телевизор, выключает мозг. И только нестандартная ситуация – отсутствие «ящика» – возвращает его к старой доброй книге, как к источнику интеллектуальной пищи.

Востребованы, пользуются спросом Достоевский, Толстой, Булгаков. Голод по классике у наших учеников есть. Из современных рекомендую Пелевина, Маканина, Гришковца… Про Маринину даже не спрашивают, сами где-то ее находят! Однажды – не поверите! – один осужденный попросил принести почитать «Улисса» Джойса. Даже если человек хотел просто произвести впечатление – получилось сильно!

У некоторых осужденных просыпается тяга к литературному творчеству: пишут стихи, рассказы, участвуют в конкурсах. В прошлом году у нас прошел конкурс сочинений «День, который мне запомнился больше всего». Смеетесь? Ну да, многие сказали: «Это был день, когда мне объявили приговор». Но победил человек, описавший свою жизнь в лесной сторожке: как все лето наблюдал за семейством лосей, как переживал за рождение лосенка…

Для пополнения опыта

Сегодня Евгений Грищенко не собирается оставлять свою колонию, но хотел бы преподавать и в общеобразовательной школе:

– Мечтаю, если нагрузка позволит, взять несколько часов литературы и русского в обычном старшем классе. Исключительно для пополнения опыта!

«Мощное и неоднозначное впечатление производит «Преступление и наказание». Кто-то не выдерживает эмоционального переживания – уходит с урока; кто-то, наоборот, раскрывается, «мягчеет», начинает говорить о себе, делиться личным… И тут надо только следить, чтобы урок остался в рамках литературного анализа, а не превратился в психологическую консультацию».

Евгений Грищенко, заместитель директора по учебной работе ИК-4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + десять =