Минздрав предложил заменить педиатров врачами общей практики

Здоровье нации станет хуже

Елена Петрова
Елена Петрова

Елена Петрова, руководитель детского благотворительного фонда им. Алены Петровой

– Это абсолютно неправильно, потому что детский организм отличается от взрослого. Не зря же была введена специальность педиатра и в медицине развивалось отдельное направление по лечению детей. Кроме того, детская психология очень отличается от психологии взрослых людей, к детям нужен особый подход, а врач общей практики будет подходить ко всем одинаково.

В наше время, наоборот, нужно больше развивать именно педиатрическую практику, потому детских врачей очень не хватает. Моему ребенку шесть лет, и мы постоянно сидим с ним в больших очередях в детских поликлиниках.

Педиатрам сейчас крайне не хватает времени на лечение основных заболеваний, не говоря о том, что утеряна такая важная часть здравоохранения, как профилактика. Из-за этого выросло количество заболеваний, которые не были вовремя выявлены. И уже на выходе из школы мы имеем 40–50% выпускников с плохим здоровьем.

Даже сейчас настороженность врачей в плане детской онкологии очень низкая, поэтому онкологические заболевания зачастую выявляются на поздних стадиях. А что будет, если профессиональных детских врачей заменят врачи общей практики? В общем, если уйдет педиатрическая служба и останется только служба общей практики, то здоровье нации станет значительно хуже.

Другое дело – маленькие поселки и деревни в сельской местности, где нет возможности пригласить педиатра. В этих случаях врачи общей практики могут хоть как-то исправить ситуацию.

Общий врач чуть не угробил

Екатерина Литвинова
Екатерина Литвинова

Екатерина Литвинова, мать четверых детей в возрасте от одного до пяти лет

– Я на собственном опыте убедилась, что никакой врач общей практики не может заменить педиатра. Врач общей практики, который лечил моего полугодовалого на тот момент ребенка, чуть его не угробил.

Мы жили тогда в деревне и, когда заболел один из двух моих близнецов, вызвали врача общей практики (педиатра там не было). Ждать пришлось очень долго, педиатр в городе приходит намного быстрее. Врач пришел, посмотрел и сказал, что никакой проблемы не видит, обычная ротавирусная инфекция, которая скоро пройдет.

К счастью, в деревне жила женщина, в прошлом работавшая детским врачом. Она посмотрела ребенка и настояла на немедленном вызове скорой помощи. Хотя врач общей практики говорил, что скорую вызывать не надо. Из-за него машина скорой помощи ехала в нашу деревню очень долго, так как в первую очередь выезжают по вызову врача, а по вызову родителей они не торопятся.

В результате только к вечеру нас привезли в районную больницу, а оттуда на реанимобиле срочно доставили в Томск, в хирургию, где еле-еле успели сделать операцию и спасти ребенка.

Профессионализм – это специализация!

Артюшенко
Наталья Артюшенко

Наталья Артюшенко, руководитель психолого-медико-педагогической комиссии Томска

– Я, конечно, не медик, поэтому не могу аргументированно возразить чиновникам Минздрава. Но как человек, работающий с детьми, отношусь к этой инициативе отрицательно. Взрослый психолог, например, не может заниматься детьми, потому что у него нет знания именно детской психологии, которая чрезвычайно сильно отличается от взрослой.

Так и в медицине: чтобы лечить ребенка, надо очень глубоко знать особенности именно детского организма. А для этого необходимо долго и основательно учиться, иметь большую практику. Врач общей практики в любом случае больше нацелен на организм взрослого человека. Сомневаюсь, что у него есть глубокие познания в педиатрии.

Профессионализм – это, как правило, узкая специализация. Потому что невозможно быть профессионалом во всех сферах. Специалист широкого профиля – это человек, обладающий поверхностными знаниями, знает обо всем, но понемногу. А работа с людьми, тем более с детьми, тем более с их здоровьем, слишком ответственна, чтобы доверять ее непрофессионалам.

Что касается мировой практики, где нет такой сильной педиатрической службы, как в России: почему мы обращаемся к мировому опыту тогда, когда хотим ухудшить ситуацию в собственной стране? Например, мы благополучно похоронили советскую систему образования, и теперь лучшим в мире считается образование в Финляндии, которое продолжает именно советские традиции. Точно так же сейчас похороним и лучшие достижения отечественного здравоохранения.

Дипломированные неспециалисты

Кира Чуйкова
Кира Чуйкова

Кира Чуйкова, профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней ФПК и ППС СибГМУ

– Педиатры в нашей стране необходимы. У нас много часто болеющих детей, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке и на севере европейской части России. Поэтому подменять педиатров врачами общей практики будет неправильно. Тем более что они не получают должного последипломного образования по специальности.

У каждого врача должна быть профессиональная подготовка для того, чтобы заниматься какой-то медицинской специальностью. А в образовании врачей общей практики очень мало учебных часов посвящено детским болезням. Их готовят в рамках лечебной практики, в которой по инфекционным болезням, например, всего три–четыре дня, причем и взрослые и детские инфекции. Разве за такой срок реально это освоить?

В большинстве случаев детей требуется лечить именно от инфекционных болезней. Поэтому при подготовке педиатров этому направлению уделяется особое внимание. Они получают знания на кафедре детских инфекций, проходят последипломное обучение по инфекционным болезням у детей.

А у врачей общей практики ничего этого нет. Они совершенно не готовы к тому, чтобы лечить детей, им просто образование это не позволяет.

На американский опыт кивать не надо, у них вообще инфекционистов нет, и чуть что, они не могут даже подвести итог – сколько человек у них умерло от той или другой инфекции. Вот была, например, вспышка свиного гриппа, так они все время разные цифры смертельных случаев давали, и это притом что смертность была высокая. И это тоже от недообразованности по некоторым вопросам.

За рубежом семейные врачи сначала в течение пяти лет получают базовое образование, а потом несколько лет обучаются в разных местах на разных клинических базах. И в итоге получают высокую квалификацию. А у нас врачи общей практики учатся шесть лет, получают диплом и даже без ординатуры получают право работать в поликлинике и лечить людей, в том числе детей.

В 2006 году была у нас вспышка вирусного гепатита А. У меня лечился больной, у которого в то время гостила его маленькая внучка из США. Здесь она успела заразиться, но обнаружилось это только в Америке. И они звонили в Томск и просили меня консультировать эту больную девочку. Я отказалась, потому что на расстоянии лечить человека невозможно. Спрашиваю: «Как же так? В Америке такая сильная медицина, один из вас сам медик, люди вы обеспеченные… В чем проблема, почему ребенок без наблюдения?»

А они говорят: «У нас семейный доктор зашел, посмотрел на девочку из холла, не заходя к ней в комнату. Видит, что она сидит на кровати вся желтая, сказал, что это вирусный гепатит, никаких нагрузок, диета, побольше пить. И ушел. И даже телефон отключил».

Так почему мы должны перенимать чужой опыт, если у нас есть свой собственный прекрасный опыт работы с детьми?

Спасение для села

Александр Деев
Александр Деев

Александр Деев, главный врач городской больницы № 3

– Детьми должны заниматься именно узкоспециализированные врачи, то есть педиатры. Попытка заменить их врачами общей практики явно идет не от хорошей жизни.

Если исходить из зарубежного опыта, то врач общеврачебной практики (ОВП) должен оказывать медицинскую помощь и детям. Причем по всем болезням, начиная с грудного возраста. В идеале врачи общей практики должны обладать особой подготовкой, быть специалистами во всех областях, разбираться во всех болезнях, от лор до акушерской гинекологии.

У нас уже подготовлено немало врачей ОВП, но оценить их уровень очень сложно. Впрочем, для жителей труднодоступных сел и деревень это может стать настоящим спасением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + 8 =