Не театральный город – так на фестивале «Сибирский кот» окрестила Томск известная критикесса

Драмтеатр

Виктор Нилов

Удружил нам «Сибирский кот»! Однако о какой «катастрофе на подмостках» идет речь, если мы свято чтим театральные традиции? Если на нашей земле родился Иннокентий Смоктуновский? Если преданно служат томскому театру перспективные молодые и заслуженные мастера сцены? Если магия театра такова, что у многих томичей любовь к театру, искусству, Томску и Родине неразрывны? В городе проходят, пусть мало и не великие, но фестивали, устраиваются яркие бенефисы, и ряд по-настоящему хороших спектаклей сеют разум­ное, доброе, вечное. Может, театроведы просто обращают нас лицом в сторону прогресса? Они ведают, что в памятные времена Томск называли чуть ли не сибирским МХАТом. А вот нынче, по мнению части критики, наш город съехал куда-то на обочину, что вполне соответствует одному из самых низких в Сибири уровню театрального финансирования. Деньги на театре не самое главное, однако без них, увы, и шагу не ступишь.

Критики оценивают театральную жизнь из столичных высоток. Дай-подай им шедевры и вокруг – споры-страсти, приглашай именитых режиссеров и актеров. Подавай критикам «тотальный» театр с его современнейшим арсеналом выразительных средств и спецэффектов, будь в мейнстриме! А потому ну никак нам не отмахнуться от нелицеприятной заезжей критики. Тем более что есть в ней своя сермяжная правда, да и губернатор уже упомянул по весне в отчетной речи о самонаде­янности в сфере культуры.

Поговорим о смысле жизни?

В культурном мире театр стоит на очень высоком месте испокон веков, а в России особенно. Меняет, скажем, культурный человек место жительства – интересуется: «А какие в городе театры и университеты?» Загляните в энциклопедии – во всех статьях о городе театр непременно прописан. И возвышается он почти всегда на центральной площади. Считается, каковы общество, город, губерния, таков там и театр. И, напротив, зачастую по театру судят о городе и губернии, более того – о государстве. На театральном языке можно напрямую говорить со зрителем о смысле жизни и о многом другом животрепещущем.

Высококультурный мир знает: желает общество развиваться, а не деградировать – театр всем миром содержится. Именно так и не иначе – содержится! Просвещенное общество в курсе – любые деньги на театр окупаются сторицей. Помогают театру не только критикой, советами, но и материально. Знают: художественный театральный продукт продается зрителю много ниже своей себестоимости. Иначе театру пришлось бы брать ориентир по большей части на бульвар.

Когда культура бьется-колотится в сфере услуг для потребителей, шедевры на подмостках проклевываются крайне редко и лишь там, где просвещенные власти и общество уделяют театру максимум любви и внимания. Но часто ли мы видим томских чиновников в театре на спектаклях? К большому огорчению, в минувшие два десятилетия не осознавали высокопоставленные чиновники, ректоры, меценаты, как жизненно необходим хороший театр для нашей жизни.

Культура «делает людей народами»

Об этом весьма кстати напомнил в феврале президент Владимир Путин, выступая в Пскове на заседании Президиума Президентского совета культуры и искусств. А, как твердо уверены преданные поклонники Станиславского и Немировича-Данченко, главным культурным достоянием города и области твердо выступают театр, филармония, библиотека, музей, наука, вузы.

Конечно, сценические шедевры можно посмотреть в Москве, Париже, в том же Новосибирске, но для нашего процветания шедевры жизненно необходимы в самом Томске. А коли не рожает их нынче в достатке земля Томская, то и дожили мы до негативного отзыва театральной критики.

В годы Великой Отечественной в Томске действовал Национальный театр Белоруссии (имени Янки Купалы), выполняя по совместительству функции томского городского театра. Томск обеспечил успешную работу белорусского театра, и в суровые годы войны встречи с высоким искусством помогли томичам сделать все возможное и даже невозможное для помощи фронту и Победы. Платя добром, белорусский театр помог Томску стать в 1944 году областным центром и создать почти с нуля в 1945-м репертуарный областной театр. Разве можно распылять, а по сути, предавать столь славный театральный потенциал с бесценным международным нюансом?

Театралы рады, что в юбилейные для региона дни Национальный академический театр Белоруссии гостил в Томске.

Без театра бакалавр не бакалавр

Не желая жить в городе не театральном, свою лепту в общее культурное дело вполне можем внести и мы, зрители. Чем сыпать соль на раны или, хуже того, стенать после премьеры по поводу не классической интерпретации классики, есть смысл поддержать талантливых режиссеров в их смелых экспериментах. По большей части из экспериментов и вырастают желанные шедевры. Давайте упрочим надежды, учредив Фонд содействия театру. Каждого, хотя бы малого благотворителя, разместим тут же на сайте – и выяснятся истинные театралы. Немалая поддержка театру от преданных зрителей и тогда, когда они добиваются массовых театральных выходов своего предприятия, особенно молодежи и студентов. Скажите, что это за бакалавры и магистры, если они не проторили в театр дороги? По залам студенческого города Томска хорошо видно, что молодежь тянется к театру, – надо помочь ей в этом, не жалея денег! А уж просвещенные театром магистры и бакалавры ответят затем добром и расскажут повсюду, какой наш исторический город Томск культурный и театральный. И поспешит к нам народ с инвестициями из городов, государств и весей учиться и просвещаться. И будут, не удержусь, чтобы не сказать, весьма поражены, обнаружив в истории Томска славные театральные фамилии: Станиславский, Чехов, Массалитиновы, Шостакович, Эрдман, Кадочников, Смоктуновский, Денисов, звезды оперы и балета Измайлова и Мясникова, народные артистки Союза, коренные томички.

Славная история не позволит нам расписаться в нетеатральности. Не позволит! И в этом случае поспешит народ в Томск радоваться театру, филармонии, органу, капелле, джазу… Есть у нас, есть чем гордиться, и театр должен быть всему этому богатству под стать и в авангарде! Чтобы область, упаси бог, не пролетела бы как фанера над Парижем, погоняемая тенденцией театрального оскудения под горькие слезы истинных поклонников Мельпомены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *