О томских купцах-благотворителях рассказывает выставка «Старый добрый Томск»

С рассказа о меценатской щедрости купца, золотопромышленника Захария Цибульского открывается экспозиция «Старый добрый Томск» в Первом музее славянской мифологии. Если бы не его 140 тыс. руб­лей, то спор за право быть первым за Уралом университетским городом выиграл бы Омск. А Цибульский, радея за родной Томск, не допустил этого. Настоял. Более того, выделил еще 18 тыс. на стипендии студентам. За что и удостоился от императора ордена Владимира III степени и звания почетного гражданина Томска.

Если бы не купцы, Томск не был бы похож на Томск, каким все его знают. Даже человек со стороны ощущает купеческую родословную города. И куда ее спрячешь, если она на виду! Самыми красивыми деревянными теремками и каменными зданиями, похожими на слоеный кремовый торт, современный Томск обязан Китам Китовичам, как называли Кухтерина, Филимонова, Гадалова, Громова, Некрасова и других купцов во времена Островского.

Всем экспонатам экспонат

Биография каждого из названных купцов вполне вписывается в главную тему выставки – меценатство и благотворительность по-томски. Инициирована она директором музея Ольгой Павловой и Анной Куликовой, возглавляющей комитет «Опора России» по ценностно ориентированному предпринимательству. И, как заявили организаторы на открытии, цель выставки – представить лучшие практики предпринимательства дореволюционного Томска, а также «вдохновить на ведение бизнеса на основе российских духовных ценностей».

Музей славянской мифологии сам по себе может служить самым большим и уникальным экспонатом на этой выставке. Ведь Геннадий Михайлович Павлов, историк по образованию и предприниматель по роду деятельности, несколько лет назад совершил поступок сродни поступку Третьякова – он построил музей, которого не было не только в Томске, но и в России. Поэтому полное наименование культурного учреждения – «Первый частный музей славянской мифологии» – точно отражает суть явления. Наш современник доказал, что традиции томского купечества не канули в Лету. Воплотив свою мечту в жизнь, Павлов не только определил место для своей коллекции картин на сюжеты славянской мифологии, но и организовал в городе площадку для культурно-просветительской работы.

Если посмотреть на список благодеяний главных персонажей выставки – Цибульского, Кухтерина, Некрасова, Макушина и Пирусского, то станут совершенно очевидны два адреса благотворительности – Богу и людям. А конкретнее: церкви и городу. Однако путеводной нитью по экспозиции стал не список благодеяний каждого персонажа, а оригинальные открытки 1914 года издания книжного магазина В.М. Посохина. На открытках – виды зданий, которые так или иначе связаны с деятельностью героев выставки.

Открытка на память

Томский университет – это история Захария Цибульского. Недаром его называли ревнителем образования и безудержным благотворителем. Благотворительность для сына волостного писаря, сделавшего головокружительную карьеру благодаря каллиграфическому почерку, была тем же, чем для одержимого коллекционера является приобретение нового предмета коллекционирования. Сначала на свои деньги он выстроил церковь Александра Невского при исправительно-арестантской роте, затем храм в Томской пересыльной тюрьме, был попечителем многих учебных заведений, на свои деньги мостил улицы, отказался от жалованья городского головы…

«Портрет» Петра Макушина – Дом науки. Ведь его главным девизом жизни были слова «ни одного неграмотного!». Хотя для «портрета» мог бы подойти и первый книжный магазин в Сибири, он и сегодня работает по профилю в том же здании – на углу улиц Гагарина и переулка Батенькова.

Купца Некрасова представляет «Сибирское бистро» – именно так сегодня мы называем то здание из красного кирпича, на брандмаурной стене которого нестираемой краской написана фамилия Ивана Некрасова. Красный кирпич неслучаен. Иван Максимович поставлял кирпич со своего завода на строительство Томского технологического института. Был попечителем Владимирского и Мариинского детских приютов. Основал Томское добровольное пожарное общество. А его хобби было краеведение, поэтому и финансировал издание краеведческих книг.

Открытки, ставшие «путеводной звездой», были напечатаны по цветным фотоснимкам фотографа Владимира Соловкина. Сегодня это имя знают только коллекционеры открыток и старых фотографий. А в начале ХХ века, по словам известного краеведа и коллекционера Александра Казачкова, семью художников и фотографов Соловкиных знали многие томичи. Фотографии горожан, когда Томск из купеческого превращался в университетский, гармонично дополняют выставку. Неслучайно предметный ряд, связанный с историей семьи Соловкиных, оказался в центре экспозиции. «Семенная лавка Соловкиных»: старые весы, гири, мешки с картошкой и зерном, коробки с семенами цветов, букеты, искусственные цветы и старый фотоаппарат с «гармошкой» – повод для рассказа об удивительной династии, где в каждом поколении находился и предприниматель, и художник. А многие, как и глава рода Иван Терентьевич, сочетали в своей деятельности стремление к красоте и пользе.

Востребованный интерактив

Говорят, кисти Ивана Соловкина принадлежит известный портрет старца Федора Кузьмича. Талант его старшего сына Владимира проявился в том, что он стал делать искусственные цветы. Как гласила рекламная вывеска: «Искусственные цветы, растения и пальмы. Бальные уборы. Букеты невест, корзины, венки». В 1896 году молодой Владимир Соловкин участвовал в Нижегородской ярмарке, получил хвалебные рецензии, рекомендации, медаль и диплом выставки. Другой сын, Валериан, в юности работал в семеноводческой фирме «Семенное депо» (располагалось у Каменного моста, на бывшей Базарной площади), а в 1840-х годах как художник-бутафор оформлял в Саратовском драматическом театре спектакль «Вишневый сад». Его сын, внук И.Т. Соловкина, во время Великой Отечественной войны изобрел рентгенограф, высоко оцененный профессором Д.Д. Яблоковым.

Но в контексте выставки, которая раскрывает тему благотворительности и меценатства, интересна судьба младшего сына Соловкина – Анатолия. Его художественный дар скульптора реализовался не без помощи влиятельных сибирских предпринимателей. В течение шести лет обучения в Петербургской школе Императорского общества поощрения художеств выходец из небогатой семьи получал стипендию от Сибирского общества помощи нуждающимся сибирякам. Заявил о себе Анатолий скульптурами, которые впервые демонстрировались на выставке Общества любителей художеств в 1908 году в Томске. И после окончания училища Томск уже внимательно следил за творчеством молодого скульптора. Его работы хранятся в фондах Томского областного художественного музея.

Необычность этой выставки не только в ее контенте, как говорят ученые о содержании. Она и по форме необычная – интерактивная. Каждый посетитель может посидеть за самоваром, как некогда сидели купцы, откушать чаю и заодно узнать, что знаменитая фирма Кухтериных на чайном извозе заработала огромный капитал. В 1870-х годах Евграф Кухтерин владел уже целой империей, перевозил пятую часть всех транзитных грузов Чайного пути. На службе у него состояло 3 тыс. ямщиков, которые управляли 15 тыс. возов. В первые 10 лет с момента открытия Транссиба торговый дом «Кухтерин и сыновья» успешно конкурировал с железной дорогой по части грузоперевозок. Сегодня в бывшем Ямском переулке стоит ресторан «Кухтерин», именно он и угощал посетителей вернисажа, пришедших на открытие выставки.

На выставке можно примерить одежду томичей века прошлого и позапрошлого и сфотографироваться. Много радости посетительницам доставляет процесс примерки шляпок различных фасонов, а также подбор аксессуаров к наряду – ридикюлей и сумочек.

К слову, все экспонаты на выставке – это тоже своеобразный пример бескорыстного участия в общем деле. Каталог семян Соловкина предоставила Пушкинская библиотека, мебель – Тамара Самойлис, Наталья Иванова, Елена Рынкова, граммофон и весы – Вадим Гныря (кафе «Солянка»), документы, фотографии, открытки – из архивов Александра Казачкова, предметы женского гардероба, посуда и чайные принадлежности – из фонда музея и коллекций сотрудников музея.

…Старые вещи обладают волшебным свойством не только менять внешность человека, но и побуждают действовать как в старину, не забывать о Боге и людях, то есть придерживаться традиций старого доброго Томска.

Выставка работает до 1 сентября.

Татьяна Веснина

Фото: Алексей Почеревный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − семнадцать =