Одиннадцатая заповедь

Томск отметил Международный день памяти жертв Холокоста

Молоденькая арфистка выводила грустную мелодию Кейко Мацуи, настраивая участников встречи на камерную тональность мероприятия. Так в образовательном центре Томской еврейской общины начинался вечер-реквием, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста и годовщине освобождения Красной армией лагеря смерти Аушвица (Освенцима). Он проводился в рамках уже восьмой Недели памяти, во время которой мы вспоминаем имена и восстанавливаем судьбы воинов-освободителей, представителей 39 национальностей, героически сражавшихся за освобождение узников.

В общей сложности на мемориальный вечер собралось более 70 человек: школьники, педагоги, представители органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, а также руководители нацио­нально-культурных автономий Томска.

25 черно-белых картин

Многие пришли заблаговременно, чтобы успеть ознакомиться с уникальной выставкой работ художника из Красноярска Сергея Карпова, посвященных страшным событиям Холокоста.

– Это картины с фотографий, которые находятся в израильском национальном мемориале Катастрофы (Холокоста) и Героизма Яд ва-Шем, – знакомит с уникальной экспозицией заместитель директора Молодежного еврейского центра Мария Шапилова. – Здесь несколько серий фотографий, с которых Сергей Карпов срисовал исторические сюжеты. На оборотной стороне имеются надписи, сообщающие, что они преподнесены в дар еврейской общине Томска от различных религиозных конфессий и частных лиц.

На выставке представлено 25 работ, повествующих о событиях в Европе с 1933 по 1945 год. В основу картин легли документы, фото и воспоминания тех, кто прошел ужасы Холокоста. Начинается экспозиция с показа мирного времени: вот дети прыгают через скакалку или вместе с родителями беззаботно гуляют по городским улицам. Вроде бы ничто не предвещает беды. Но с каждой последующей черно-белой картиной тематика меняется – со звездами на одеждах и с небольшими котомками люди покидают насиженные места, уже горят синагоги, создаются гетто, концлагеря с печами. Это – Холокост (всесожжение) – преследование и уничтожение евреев нацистами, их союзниками и пособниками.

По словам художника, у него, как у большинства обывателей, поначалу были лишь поверхностные знания о той трагедии, но чем глубже он погружался в эту страшную тему, тем больше ­сопереживал своим персонажам, стараясь отразить на холсте испытанный ими ужас, страх, боль.

Набат памяти

Открывая вечер-реквием, ведущий Илья Гваракидзе еще раз напомнил о событиях, случившихся именно 27 января 77 лет назад – советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим. Этот день стал для выживших вторым днем рождения, а для человечества – набатом памяти о самом страшном преступлении, которое никогда не должно повториться. Неслучайно именно в этот день по всему миру люди собираются вместе, чтобы почтить память жертв Холокоста.

Хронология этого явления известна всему прогрессивному человечеству – от Хрустальной ночи с 9 на 10 ноября 1938 года до последнего дня работы фашистских фабрик смерти в победном 1945-м. За это время были уничтожены десятки миллионов человек самых разных ­национальностей, но евреи стали первыми, кого нацисты приговорили к уничтожению.

– Для многонациональной Томской области эта трагедия не прошла мимо: томичи всегда отличались толерантностью, нетерпимостью ко всякого рода претензиям на ксенофобию и исключительность. Проводимое ежегодно 27 января мероприятие становится объединяющим фактором в укреплении межнационального согласия в регионе, – подчеркнул в своей речи председатель комитета внутренней политики администрации Томской области Андрей Ульянов.

– Дорогие дети, все, что мы делаем совместно с вашими родителями и учителями, направлено на одно: чтобы истинная память и уважение к нашим дедам и прадедам была вечной, – обратилась к юным участникам вечера заместитель начальника Департамента общего образования Томской области Елена Вторина. – И все, что сегодня происходит в этом зале, должно восприниматься детьми и взрослыми душой и сердцем, потому что обмануть душу и сердце невозможно, ведь все, что там закладывается, дает добрые всходы.

В течение всего вечера на экране демонстрировались жуткие кадры фото- и кинохроники об ужасах и зверствах нацистов. Этим преступлениям нет прощения, как нет и забвения. Но тревога за день завтрашний сохраняется. Почему? Ответ на этот вопрос попытался дать раввин Томской еврейской общины Леви Каминецкий. Поблагодарив пастора Олега Тихонова и художника Сергея Карпова за организацию замечательной вставки, которая позволяет до мурашек ощутить и прочувствовать весь ужас Холокоста, раввин сделал упор на том, что главное сегодня – не сметь забывать о нем. В память о жертвах еврейского народа раввин прочитал псалмы на иврите с последующим переводом их на русский язык.

А когда воспитанники еврейского молодежного центра представляли поэтическую композицию на основе дневников 15-летней Анны Франк, еврейской девочки, бежавшей с родителями из Германии в Нидерланды, в зале наступила полнейшая тишина. После прихода фашистов в Амстердам Аня оказалась в Освенциме. Она умерла в конце ­войны от тифа.

200 мероприятий прошло в Томской области в рамках Недели памяти, посвященных Холокосту.

Свидетельства из бутылки

Холокост – это не только история страха, боли и ужаса, но и история великого мужества. Несмотря на невыносимые мучения, в застенках находились смельчаки, которые организовывали побеги и восстания. В одном из лагерей группа храбрецов во главе с раввином после каждого трудового дня поднималась на чердак, где подробно описывала его события: количество уничтоженных узников, опыты, пытки. Записи помещали в бутылку и передавали сочувствующему из зондеркоманды, который зарывал ее в пепел сожженных людей. Впоследствии содержимое этих бутылок было использовано в качестве свидетельства на Нюрнбергском процессе.

…А на экране демонстрируются письма красноармейцев, освобождавших Освенцим. Поварившиеся в военном котле фронтовики с трудом подбирали слова, чтобы описать зверства нацистов. Среди солдат-освободителей было несколько томичей, в том числе разведчик Леонтий Брандт. Его воспоминания многие помнят наизусть: «Это было в январе. Когда мы вошли в лагерь смерти, печи еще дымились. Впечатление было страшное. Немецкая пунктуальность доходила до абсурда: в больших бараках лежали бумажные мешки, в которых для отчета складывалась одежда казненных. Мы были ошарашены, увидев горы женских волос разного цвета и длины, подошвы от различной обуви, в том числе и от детской. В сундуках валялись пенсне, поломанные часы и мелкие украшения. Отдельно – человеческая кожа, из нее они делали сумочки, пояса. Особо ценилась кожа моряков с наколками».

Не будьте равнодушными

Ведущий вечера-реквиема напомнил собравшимся, что идеи нацизма родились не в одночасье. Зависть, клевета, ненависть, равнодушие – вот с чего начиналось преступление против человечества. Но люди доброй воли, независимо от национальности и вероисповедания, продолжают жить по цивилизационному канону, основанному на десяти заповедях: не убий, не укради… А президент Международного комитета Освенцима Роман Кент добавил к ним 11-ю – не будьте равнодушными! И когда видите историческую ложь, и когда сталкиваетесь с дискриминацией прав и свобод. Пусть всегда в памяти прогрессивного человечества звучат колокола Холокоста, а в храмах и людских сердцах горят поминальные свечи.

Когда струнный квартет Томского симфонического оркестра исполнял одну из самых пронзительных частей Реквиема Моцарта – Лакримозу, почетные гости мероприятия – Андрей Ульянов, Леви Каминецкий, Борис Ромацкий (председатель Томской еврейской общины), Андрей Собин (председатель Ассоциации по содействию и защите прав и национальных интересов Ассамблеи народов Томской области), Елена Вторина и Анна Кузнецова (Брандт) – по очереди зажгли шесть свечей в память о шести миллионах евреев, замученных и уничтоженных в годы Второй мировой войны.

Минута молчания завершила мемориальный вечер…

СПРАВКА «ТН»

Историки считают, что первые евреи попали в Сибирь вместе с польскими военными, взятыми в плен в ходе войны 1623–1624 годов. В дальнейшем многие евреи оказались в Томске в качестве «николаевских солдат». Согласно указу императора от 1827 года для евреев была введена натуральная воинская повинность (ранее они не призывались на военную службу). Для них были специально созданы кантонистские школы, куда помещались дети с 12 лет, а иногда и более раннего возраста. По достижении 18 лет они становились солдатами царской армии. Служба длилась 25 лет, после которой они могли селиться вне «черты оседлости». После установления «черты оседлости» в конце XVIII века в течение многих лет евреи попадали в Томск в основном в качестве ссыльных и каторжан.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 17 =