Опасные «железки»

Использование летом шипованной авторезины станет незаконным

Что и говорить, нововведениями в ПДД законодатели потчуют российских автомобилистов с завидной быстротой. Последний весомый комплект поправок в Правила дорожного движения появился 1 марта этого года. «ТН» о них подробно рассказывали. А специалисты все не унимаются. Например, недавно стало известно, что 1 сентября начнет действовать еще одна серьезная новация. Запрет использования зимних шин летом, а летних – зимой. Что за этим стоит? И как работают основные, уже принятые весной поправки?

Все от бедности

О том, что необходимо законодательно запретить использование авторезины не по сезону, говорили давно. Не один год специалисты уверяли автомобилистов, что зимние и летние покрышки имеют разный состав резины, приспособленный под определенные температурные условия. Что езда на скользящих по асфальту шипах летом вообще сродни самоубийству. Не говоря уже об износе дорожного полотна. Из этой же серии и использование «лысых» летних, не имеющих ярко выраженных грунтозацепов покрышек, зимой. Но все нипочем. Как продолжали автомобилисты ездить, надеясь на авось, так и продолжают. Хотя дело, наверное, больше не в нашем традиционном разгильдяйстве, а в повальной бедности. Позволить себе два комплекта резины по сезону может сегодня, к сожалению, не каждый. А если в семье два автомобиля, то это вообще становится неподъемным. Но, может, все не так страшно? Может, есть какие-то обстоятельства, которые облегчат и без того тяжелую жизнь автомобилистов в новых условиях? Они действительно есть. Ведь дьявол, как всегда, кроется в деталях, тем более, когда это касается Правил дорожного движения, где все строго регламентировано.

– В соответствии с Постановлением правительства РФ от 27 мая 2023 года № 837, внесены изменения в Основные положения по допуску транспортных средств, касающиеся запрета эксплуатации ТС с покрышками не по сезону. Изменения начнут действовать с первого дня осени этого года, – пояснил начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Управления Госавтоинспекции УМВД России по Томской области Алексей Пичугин. – Сразу подчеркну, нововведения касаются автомобилей полной массой до 3,5 тонн. То есть, это в основном легковые автомобили. Грузовики, автобусы новация не затронет. Изменениями вводится два периода использования авторезины. Зимний: декабрь, январь, февраль, и летний: июнь, июль, август. В зимний период однозначно запрещена эксплуатация авто на летних покрышках. А вот с летним периодом есть нюанс. Он касается того, что летом будет запрещено ездить именно на шипованной резине. А вот на так называемой «липучке» или фрикционной шине, на всесезонной резине, обозначенной специальной маркировкой, как правило это M+S – можно! Еще хотел бы обратить внимание на то, что один тип резины (зимняя, летняя или всесезонная) должен быть установлен на всех осях. Не должно быть такого, что у вас, например, спереди установлена летняя резина, а сзади зимняя.

«Липучки» – спасение? Как сказать…

В новых условиях можно сэкономить, покупая для авто всесезонную резину. Хотя, стоит иметь в виду, что, конечно, как и все универсальное, она полноценно не заменит ни зимнюю, ни летнюю резину. Но, как говорится, не до жиру. Есть и еще один момент. В новых правилах ничего не сказано про пограничные весенний и осенний периоды. В ГИБДД поясняют, что формально в эти периоды можно ездить на любой резине. Но призывают включить здравый смысл и особо не увлекаться законодательной лазейкой. Ведь у нас очень большая страна с совершенно разным климатом. Где-то весь год снега нет вообще, а где-то он выпадает уже в конце сентября и лежит до июня.

А что думают по поводу нововведений сами автомобилисты, эксперты?

– Полагаю, правильное ограничение, – делится своим мнением автомобилист с 35-летним стажем томич Игорь Мартыненко. – На летней резине зимой сегодня уже редко кто ездит. Все поняли, что это слишком опасно. Хотя я помню времена, когда никакой зимней резины вообще не было. Ездили на одной и той же, занашивая ее, образно говоря, до дыр, а потом отправляли на так называемую наварку. И опять ездили, хотя и не с такой скоростью. А вот с шипами у нас считается, будто летом на них ездить можно. Мол, ничего страшного не будет. Даже знаю людей, которые специально оставляют поношенную зимнюю шипованную резину, в которой уже нет половины шипов, на лето, на добивку. Зимой особого смысла в такой нет. Так не выкидывать же? Бог им судья. Но я считаю, что эксплуатировать ее летом опасно. И рисунок протектора другой, и состав резины, да и скользят шипы по асфальту сильно.

– Я тоже считаю, что ограничение обоснованное, – рассказывает мастер производственного обучения (автоинструктор) ПОУ УСТЦ РО ДОСААФ с 11-летним стажем работы здесь Глеб Агиенко. – Например, летом управлять автомобилем на зимней шипованной резине мало приятно и небезопасно. Мы же летом на лыжах не ходим? Даже если в шипованной покрышке вылетят все шипы, летом от нее толку мало. Совсем другая структура резины, она мягкая и летний асфальт вообще не держит. Только скрипит, свистит. И, кстати, сколько езжу, ни разу не видел, чтобы инспектора ГИБДД за это как-то наказывали. Если с осени за резину возьмутся всерьез, буду только рад. Давно пора.

Не водитель, не пешеход

Так же все автомобилисты, эксперты сходятся во мнении, что давно пора разобраться и со всех доставшими самокатчиками, относящимся теперь к пользователям средствами индивидуальной мобильности (СИМ). Мы уже частично освещали эту тему. Но не грех выделить новые, ранее не отмеченные нюансы. Например, это то, что СИМ признан транспортным средством! Но человек, который им управляет – формально считается и не водителем, и не пешеходом, а «лицом, управляющим средством индивидуальной мобильности». Вот так «чудо-юдо-рыба кит»!

– Самое главное, что максимальная скорость всех категорий СИМ должна быть ограничена 25 км в час, – отмечает Алексей Пичугин. – Причем, не важно, где при этом передвигается такое транспортное средство. Есть ограничения и по мощности электромотора. Если она выше 0,25 кВт, то это уже не СИМ, а мопед и для управления им нужны права категории «М» или любой другой.

Сами СИМы разделены на две категории. Основным фактором здесь считается вес. Первая категория – СИМы весом свыше 35 кг вместе с батареей. Управлять таким транспортным средством можно, используя велоинфраструктуру. Это велодорожки, велопешеходные дорожки, велосипедные зоны, велосипедные полосы на проезжей части. Так же такие СИМы могут двигаться по обочине. Если нет обочины – по проезжей части. Причем в последнем случае скорость движения в этом месте должна быть ограничена 60-ю километрами в час. При движении по проезжей части подобный СИМ о должен быть оборудован тормозной системой, светотехникой (фара обязательна) и средством подачи звукового сигнала. Ведь электромотор практически бесшумен.

Вторая категория – СИМы весом до 35 кг. Они наиболее востребованы в том же каршеринге. Эта категория в свою очередь делится еще и по возрастным критериям наездников. Если человеку, управляющему таким СИМом, больше 14 лет, то ему разрешается движение по той же велоинфраструктуре, что и в первом случае. При ее отсутствии можно ездить по обочине. В крайнем случает можно выезжать и по тротуару. Поэтому мы и видим гоняющих по тротуарам, возле торговых центров молодых людей. Придраться здесь с точки зрения закона не к чему.

500 рублей
составит штраф
за покрышки не по сезону.

Все цвета в гости к нам

Наезднику, возраст которого от 7 до 14 лет, разрешается использовать для движения велоинфраструктуру и тротуар. Выезжать на проезжую часть нельзя. Если ему менее семи лет, то для движения он может использовать только пешеходную инфраструктуру. Это тротуары, велопешеходные дорожки (сторона для пешеходов).

– Еще один значительный момент, СИМ потому и называется средством индивидуальной мобильности, что предназначен для передвижения только одного лица, – отмечает Пичугин, – никаких пассажиров быть не должно!

Что касается штрафов, то наиболее популярных два. Обычное правонарушение наездника СИМа – проезд по пешеходному переходу, оценивается в 800 рублей. Нарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения – от тысячи до полутора тысяч. По словам сотрудников ГИБДД, на сегодня в регионе с начала сезона зарегистрировано уже более 170 правонарушений, связанных с СИМами. Основное – проезд по пешеходному переходу не спешиваясь.

– Я целиком поддерживаю то, что водителей СИМ хоть как-то прижали к ногтю, – высказывает свое мнение Глеб Агиенко, – даже считаю, что этого еще мало. Нужно ввести хоть какую – то регистрацию СИМов, чтобы в случае чего их владельцев можно было найти и привлечь к ответственности. Носятся они как угорелые, зачастую не имея представления о Правилах дорожного движения. Я как-то чуть высунул руку из машины в окно, было жарко, так какой-то молодец на проносящемся мимо самокате, мне чуть ее не оторвал. Слышал, что на СИМах даже приспособились закладки развозить. Разве это дело? Мое мнение, что на любом СИМе до 10 лет вообще делать нечего. А сейчас любой пацан, имеющий приложение, запускает этот пепелац и делает, что хочет.

Есть и еще одно нововведение, о котором стоит упомянуть. С недавних пор на местах автопарковок появилась синяя разметка, обозначающая зону платной парковки. Для нашего города это пока не так актуально. Но к введению «синего пунктира» нужно быть готовым. С учетом того, что в российских ПДД уже есть белая, оранжевая, желтая разметки, многим кажется, что с синей – явный перебор. Тем более, что синий цвет традиционно ассоциируется у нас полицией, ГИБДД. Впрочем, законодателям виднее.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − 9 =