Остановить сибирского шелкопряда можно только с воздуха

Светлана Лапшина

Фото: Александр Иноземцев

20161031_133546

Нежданно-негаданно почти всю Сибирь в этом году накрыл шелкопряд. Пострадали кедровники в Кемеровской области (вредители зарегистрированы на площади около 12 га), в Иркутской (около 50 тыс. га), в Красноярском крае (около 1 млн га).

– Это был самый молодой кедровник. Средний возраст деревьев 100–120 лет, – вздыхает участковый лесничий Богашевского лесничества Александр Болтовский, показывая в сторону поля. – Это дерево гусеницы шелкопряда объели полностью. За 32 года работы первый раз такое вижу.

Вместо шикарной зеленой кроны лишь голые ветки – на дереве ни одной хвоинки. И таких кедров десятки…

20161031_133118

Гусеницы атакуют

Два участка насаждений в Лучановском припоселковом кедровнике (общая площадь почти 18 га) сибирский шелкопряд уничтожил за три недели августа. Местные мальчишки, лазая на кедры за шишками, сообщили лесничему: «Наверху какие-то червячки ползают». Но опытный Болтовский уже был в курсе.

20161031_133228

– Я эти очаги на десять раз обошел, подсчитал площадь, пораженную шелкопрядом. Самое главное – не допустить распространения вредителя на будущий год. Весной нужно обязательно провести обработку этих территорий и особенно тех участков, которые примыкают к здоровым насаждениям, – поясняет Александр Болтовский.

В Богашевском лесничестве порядка 5 тыс. га кедровников. Проблемы возникли пока только в окрестностях деревни Лучаново.

Сейчас вредитель ушел на зимовку. Гусениц шелкопряда мы легко обнаружили в лесной подстилке.

– Вон их сколько, – Александр Болтовский демонстрирует на ладони вредоносный урожай. – Кажется, что гусеницы погибли? Ничего подобного. Сейчас они в состоянии анабиоза. А вот это кокон. Из него выйдет взрослая особь сибирского шелкопряда.

Есть шанс, что деревья выживут. Потому что объедание было однократное и в осенний период. И почки, из которых растут хвоинки, еще живые.

Шелкопряд дал жару

Сибирский шелкопряд – привычный обитатель наших лесов. При невысокой численности он не представляет опасности. Однако благоприятные для него погодные условия – теплая прошлогодняя зима и продолжительное жаркое лето – спровоцировали неконтролируемый рост популяции. В результате в Томской области одновременно вспыхнули очаги поражения им кедров в Бакчарском, Верхнекетском, Первомайском, Томском, Парабельском, Колпашевском, Чаинском, Молчановском и Кожевниковском районах.

Вспышки сибирского шелкопряда чаще всего возникают после двух-трех засушливых вегетационных периодов. В такие годы появляются наиболее жизнеспособные и плодовитые особи, характеризующиеся особой прожорливостью.

– Пораженная вредителем территория составляет не менее 424 тысяч гектаров. Никто из специалистов не ожидал такого стремительного развития событий, – поясняет главный специалист отдела охраны и защиты лесного фонда областного департамента лесного хозяйства Антон Балабуркин.

Но это еще не окончательная цифра. Обследования в регионе продлятся до конца декабря. Их проводят лесничие и лесопатологи из Центра защиты леса. Главная задача – выяснить границы очага и численность вредителя. Сейчас специалисты планируют обследовать лес в Тегульдетском районе.

– Это очень тяжелая, но необходимая работа. Она дает возможность увидеть всю картину в целом, – продолжает Антон Балабуркин.

Численность сибирского шелкопряда специалисты определяют путем околота нескольких деревьев. Они подсчитывают количество упавших гусениц и на основании этих данных делают выводы об угрозе объедания. Этот показатель необходим для планирования действий по ликвидации очагов поражения кедров на следующий год. Если угроза объедания составляет 50% и более, необходимо назначать специальные мероприятия. Когда гусеница шелкопряда прекращает свое питание и уходит в подстилку, лесопатологи проводят раскопки.

– Тысяча гусениц на дереве – это еще не предел. На некоторых участках Базойского кедровника Кожевниковского района их количество на кедрах доходило до двух тысяч. А для стопроцентного объедания хватит и шестисот гусениц, – комментирует Антон Балабуркин.

Дать на орехи

Для спасения кедровников необходимо почти 450 млн рублей. Из регионального бюджета на будущий год на борьбу с сибирским шелкопрядом планируется выделить около 50 млн. Поэтому областные власти обратились за поддержкой в Федерацию: письмо в Рослесхоз написал губернатор Сергей Жвачкин.

– Нельзя списывать со счетов социальную значимость кедровников. Большая часть из них – припоселковые, то есть они расположены вблизи населенных пунктов. И для многих местных жителей заготовка кедровых орехов является основным источником дохода, – подчеркнул Антон Балабуркин.

Идеальный вариант – обработать всю пораженную территорию. Оптимальные сроки для проведения таких работ – первая декада мая. В это время гусеницы выходят из подстилки, поднимаются в крону и начинают активно питаться. И в этот момент необходимо нанести удар с воздуха – распылить при помощи авиатранспорта специальные средства.

Травят сибирского шелкопряда при помощи биологического препарата «Лепидоцид». Он безвреден для людей и животных, в том числе для пчел.

– В данный момент мы пытаемся получить на федеральном уровне разрешение на использование химических средств борьбы. Биологические препараты эффективны, но у них есть очень серьезное ограничение – температура применения, – отмечает Антон Балабуркин. – «Лепидоцид» действует при среднесуточной температуре от 18 градусов и выше, а у нас в начале мая она будет от силы плюс 10.

Проблема заключается в том, что у всех российских химических препаратов закончились сроки сертификации – их необходимо продлевать. А на это тоже требуется время. В советские годы существовало более 20 различных средств, разрешенных для применения. Томичи обратились в правительство с просьбой использовать хотя бы какую-то часть из них.

Объем работ предстоит очень большой. Но успех будет достигнут только в том случае, если все сложится: в регион придут федеральные деньги, благополучно завершатся конкурсные процедуры… На кону бесценное достояние области – его величество сибирский кедр.

20161031_132806

Гусеница сибирского шелкопряда имеет шесть возрастов. Основное питание происходит начиная с третьего возраста. За третий – четвертый гусеница съедает не менее 30% от кроны дерева, за пятый – шестой – все остальное. В Томской области есть участки, где объедание составляет 100%.

В нашем регионе вспышка массового размножения сибирского шелкопряда была в середине 1950-х годов. Тогда шелкопряд повредил порядка 1,5 млн гектаров тайги. Особенно пострадал северо-восток области.

Сибирский шелкопряд питается хвоей почти всех хвойных пород, встречающихся в пределах его ареала. Предпочитает лиственницу, часто повреждает пихту и ель, в меньшей степени сосны – сибирскую и обыкновенную.

Цикл развития сибирского шелкопряда обычно длится два года.

Во второй половине июля начинается лет бабочек, он продолжается около месяца. Бабочки не питаются.

Самка откладывает в среднем около 300 яиц, размещая их по одному или группами на хвоинках в верхней части кроны.

Во второй половине августа из яиц выходят гусеницы первого возраста, они питаются зеленой хвоей и во втором или третьем возрасте в конце сентября уходят на зимовку. Зимуют гусеницы в подстилке под покровом мха и слоем опавшей хвои.

Подъем в крону отмечается в мае после схода снега. Гусеницы питаются до следующей осени и уходят на вторую зимовку в пятом – шестом возрасте. Весной они вновь поднимаются в кроны и после активного питания в июне плетут плотный серый кокон, внутри которого затем окукливаются. Развитие шелкопряда в куколке длится 3–4 недели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + 5 =