Отскок неизбежен. На чем основывается оптимизм президента

путин

Следующий год, а то и два, будут тяжелыми для экономики. Это уже признается на высшем уровне, и об этом говорил Владимир Путин на большой пресс-конференции с участием 1 200 журналистов (в числе которых корреспондент «ТН»), прошедшей на прошлой неделе. Фоном для нее был «черный вторник», когда рубль побил все рекорды падения. Но президент, как ни странно, излучал оптимизм: прорвемся!

На крайний случай

…Улыбчивый, самоуверенный, он не ждет вопроса: «Что же такое творится, Владимир Владимирович?!» – и начинает именно с этого:

– Итак, сегодняшняя ситуация спровоцирована внешними факторами прежде всего. На нее влияют, конечно, цена на энергоносители, на нефть, за которой тянется и цена на газ. Считаю, что и Центральный банк, и правительство принимают адекватные меры в сегодняшней обстановке. Безусловно, если ситуация будет неблагоприятно развиваться, то нам придется вносить какие-то коррективы в наши планы, что-то сокращать. Но так же безусловно, и я хочу это подчеркнуть, наступит «отскок в плюс». Последующий рост и выход из сегодняшней ситуации неизбежен как минимум по двум причинам. Во-первых, рост мировой экономики будет сохраняться, его темпы снижаются, но рост точно будет сохраняться. С ростом мировой экономики потребуются дополнительные энергетические ресурсы.

– Сколько на это потребуется времени? – Путин как будто отвечает на немой вопрос зала. – При самом неблагоприятном стечении обстоятельств, я думаю, что года два, но ситуация может выправиться и раньше – в первом, во втором квартале, в середине следующего года либо в конце следующего года (очень много факторов неопределенности). В целом мы будем исполнять все наши социальные обязательства, опираясь на те резервы, которые у нас есть. И, слава богу, они в этот год даже подросли. Резервы ЦБ составляют 419 млрд долларов. Центральный банк не намерен их «палить» бездумно. Резервы правительства, ФНБ, Резервного фонда подросли в этом году примерно на 2,4–2,5 трлн рублей. Общий объем резервов – 8,4 трлн. Опираясь на эти резервы, уверен, мы спокойно будем решать основные социальные вопросы, будем заниматься диверсификацией экономики.

Рука рынка

– С 2008 года мы с вами говорим о том, что пора слезать с «нефтяной иглы», перестраивать нашу экономику, делать ее более эффективной. Но то, что происходит в эти дни, согласитесь, показало: нам это так и не удалось, – слово дают журналистам «кремлевского пула», и у них, кажется, меньше оптимизма. – В своем послании Федеральному собранию вы под аплодисменты страны и бизнеса изложили целый ряд послаблений, которые давно напрашивались. Но главная в России опасность – это забюрокрачивание всех важных, правильных решений, в том числе и президентских. Есть ли у вас сейчас уверенность, что ваши постулаты все-таки будут выполнены и ваш оптимизм будет подтвержден более реальными шагами?

– Наши бюрократы еще отдыхают по сравнению с брюссельскими, – настроение президента не портится, напрямую он, к сожалению, на вопрос не отвечает, но разворачивает проблему другой стороной: – Дело ведь не в том, что у нас забюрокрачивают решения. Дело в том, что когда внешнеэкономическая конъюнктура подталкивает участников экономической деятельности вкладывать деньги, скажем, в энергетику либо в химию, либо в металлургическую промышленность, то, как бы правительство ни старалось настроить инструменты налогообложения, льготирования несырьевого бизнеса, это достаточно сложный процесс, потому что ресурсов бюджета, как правило, на это не хватает. Если конъюнктура складывается иначе, тогда сама жизнь подталкивает к тому, что деньги надо вкладывать в другие отрасли. И это вселяет оптимизм, как ни странно.

Словом, невидимая рука рынка все отрегулирует…

ЦИТАТЫ

Цены на бензин, цены на продукты питания – надо этим заниматься. Причем в такой ситуации нужно работать в ручном режиме, как бы кто этот метод ни критиковал. Ежедневно, еженедельно встречаться с производителями, с участниками рынка, с торговыми сетями, с розницей и нефтяными компаниями, которые у нас в значительной степени рынок монополизировали, – ФАС должна как следует работать.

Рост ВВП за 10 месяцев текущего года составил 0,6–0,7%. После прошлогодней паузы немного ускорилось промышленное производство. За январь – октябрь прирост составил 1,7%. Продолжает развиваться агропромышленный комплекс. Думаю, что по результатам года его рост составит 3,3%. И, как вы знаете, в этом году у нас рекордный урожай – 104 млн тонн. Несмотря на все турбулентности на финансовом рынке, федеральный бюджет в этом году будет сверстан с профицитом, то есть доходы будут превышать наши расходы на 1,2 трлн рублей».

«Что нужно для будущего нашей экономики? Нужно создать благоприятные условия для ведения бизнеса, обеспечить свободу предпринимательства, нужно гарантировать собственность, нужно перестать с помощью правоохранительных органов гонять всех, кто не понравится, и использовать эти инструменты для конкурентной борьбы. Нужно увеличить льготирование производственной части, нужно поднимать регионы Российской Федерации, которые требуют особого внимания, такие как Дальний Восток. Делаем мы это или нет? Да. Но в послании я изложил целую программу того, что мы должны сделать. Я имею в виду и налоговые каникулы на четыре года, каникулы по проверкам на три года в отношении тех предприя­тий, которые три года не были замечены в каких-то серьезных нарушениях, льготы для малого бизнеса.

Одна мысль про “Отскок неизбежен. На чем основывается оптимизм президента”

  1. Не знаю чего там у Него выросло на 0,7% ? У нас в Сибири выросли только ЦЕНЫ на ВСЁ !!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 2 =