Перекличка эпох: Герман Тобизен

Герман Тобизен

Герман Тобизен (1847–1917), российский политический деятель немецкого происхождения. Был томским и харьковским губернатором. Окончил Императорское училище правоведения в 1865 году. Начал службу в Министерстве юстиции, в 1868-м стал товарищем окружного прокурора в Калуге. В апреле 1878-го назначен сотрудником Министерства внутренних дел. 28 апреля того же года получил должность лифляндского вице-губернатора, затем, 15 марта 1880-го, стал томским губернатором. После этого недолгое время работал в Риге и дважды исполнял обязанности лифляндского губернатора: с 1 декабря 1882 года по 18 января 1883-го и с 13 мая по 21 июня 1885-го.

Был гуманистом, имел прогрессистские политические убеждения, в частности выступал против ссылок в Западную Сибирь и за отмену телесных наказаний для женщин-бродяг. Награды: орден Святого Станислава I степени (1886); орден Святой Анны (1890), орден Святого Владимира II степени (1896), орден Белого орла (1899), орден Святого Александра Невского и бриллиантовые знаки к нему (1913). Умер 9 января 1917 года в Смоленске. Почетный гражданин Томска и Харькова.

Алексей Кузьмин, депутат Думы города Томска

Алексей Кузьмин, депутат Думы города Томска:

Тобизен – один из лучших представителей российских немцев, настоящий патриот своей страны – не Германии, а России, ведь именно ее он считал своей родиной и именно ей честно и преданно служил. Губернаторство досталось ему в сложное предреволюционное время: и общественно-политические волнения, и наступающий на пятки общественный прогресс. Одним из проявлений последнего было, конечно же, строительство Транссибирской магистрали. Ее хотели строить (и в результате построили) в обход Томска, но Герман Августович до последнего боролся за право города стать железнодорожным центром. Он писал министру внутренних дел, чтобы тот представил государю письмо от томичей, выступавших против прохождения большого пути через с. Александровское. Но, увы, власть имущие не вняли Тобизену, и трасса прошла именно через Александровское. Тем не менее Тобизен сумел преодолеть свою обиду на царя и лично отправил ему обращение жителей этого села с просьбой переименовать его в Новониколаевское – в честь государя, «подарившего» ему железную дорогу. Село скоро превратилось в город Новониколаевск, а после революции – в Новосибирск.

Прошениями о железной дороге деятельность Германа Августовича, конечно, не исчерпывается. При нем в Томске появился ипподром, он активно участвовал в обсуждении проблем переселенцев, боролся за земельные устройства алтайских крестьян. Но более всего губернатор Тобизен заслужил уважение простых томичей своим поведением во время эпидемии холеры. С немецкой пунктуальностью он сумел организовать систему медицинской помощи так, что больные сразу же получали лучшие по тем временам медикаменты и уход. Эпидемия была подавлена, не успев стать крупномасштабной. Именно за это Герману Августовичу было присвоено звание почетного гражданина Томска.

Тобизен был смелым и прямым. Не боялся высказывать министерству и самому царю свою точку зрения, даже когда она не совпадала с общим настроем. Он общался с простыми людьми, учитывал их мнения, помогал малоимущим и немощным. Кажется, ну какое дело ему, этническому немцу, дворянину, до нужд сибирских мещан и крестьян? А просто он здесь СЛУЖИЛ. Не отрабатывал задание царя, направившего его из Москвы в далекий Томск, а именно служил, вкладывая всю свою душу.

Честность и прямолинейность Тобизена нравились не всем. Не то чтобы он был персоной нон грата, но что его недолюбливали в верхах – факт. При этом можно с полной уверенностью сказать, что дела Тобизена надолго запомнились его соотечественникам с самой лучшей стороны. Ведь не зря ему дали звание почетного гражданина тех областных центров, где он был губернатором, – Харькова и Томска.

Герман Тобизен (справа), Николай II и Александра Федоровна в Борках (Спасов скит) на месте крушения Императорского поезда, 1900 год. Кадр Альфреда Федецкого

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 1 =