По области открылись более полусотни ледовых переправ

Елена Смирнова

Фото: Артем Изофатов

_J0A6829

День для супругов Анатолия и Валентины Казаковых из Молчановского района начался чуть раньше обычного. Бодрящая чашка утреннего кофе, «тепловые процедуры» для промерзшей за ночь машины и в путь – по дороге жизни. Так молчановцы прозвали ледовую переправу через Обь, которая соединяет село Могочино с районным центром. Нынешней зимой такой же заветной тропинкой к Большой земле стали еще 56 ледовых переправ и пять наплавных мостов, которые функционируют сегодня в девяти районах Томской области.

Дело тонкое

В ближайшие четыре месяца эта народная тропа уж точно не зарастет. С периодичностью 10–15 минут по ледовой дороге через Обь в обе стороны курсируют легковые автомобили и бодрым шагом идут люди.

– Не иначе как паломники в монастырь поехали, – со знанием дела кивает на притормозившую возле шлагбаума Suzuki с ульяновскими номерами начальник переправы на Могочино Денис Лидин. – Они едва ли не главные эксплуататоры этой дороги, из каких только регионов сюда народ не стекается. А в Рождество на переправе был просто аншлаг! За сутки вместо привычных 140–160 автомобилей прошло больше двух сотен.

Но и без страждущих посетить намоленные места пассажиропоток уменьшится ненамного. На правом берегу Молчановского района соседствуют села Суйга, Игреково и Сулзат. И проживают там 4,5 тыс. человек.

– Жена у меня приболела, так что в молчановскую больницу из своего Могочина катаемся с ней по два-три раза в неделю. Ну и продукты покупать в районном центре дешевле. Сегодня закупили в Молчанове сахар, чай, крупу, макароны – теперь можно месяц жить без забот, – рассказывает Анатолий Казаков. – Хорошо, что сейчас морозец. Декабрь теплый был, так что пришлось поволноваться: вдруг переправу закроют? Только по ней и можно выбраться зимой с нашего острова.

Столь востребованная в муниципалитете переправа двухполосная. Но сегодня в распоряжении молчановцев только одна полоса – дорожники заливают участок ледяной магистрали, чтобы увеличить ее грузоподъемность до 12 тонн вместо сегодняшних восьми. Процесс нехитрый: по краям отведенного для работы участка делаются бортики из снега, с помощью специальной техники – мотопомпы – разливается вода и оставляется до замораживания. После чего комиссия, в составе которой дорожники, сотрудники ГИМС, МЧС, ГИБДД и представители администраций муниципалитетов, проведут контрольный промер толщины льда. Но при нынешних минус 10 это произойдет не раньше чем через сутки-двое. Река замерзает неравномерно, поэтому промеры проводятся сразу в нескольких местах. При увеличении грузоподъемности переправы комиссия ориентируется на самый тонкий участок льда.

Если переправа капризничает

Красный Яр – крайнее село Кривошеинского района. Потрясающей красоты зимние пейзажи и ласкающая слух тишина сопровождают тебя, пока мчишь полчаса по практически безлюдной дороге, свернув с центральной трассы. Такое же ощущение покоя на ледовой переправе, которая соединяет села Никольское и Красный Яр.

– Сегодня у нас с напарником работы много: 29 машин сопроводили. Обычно за сутки здесь проходит не больше двадцати, – рассказывает постовой рабочий Александр Веселков.

Обь на этом участке капризничает, вот и ледовая переправа тоже с характером. Река здесь замерзает плохо: полыньи держатся долго, и у берегов образуется много торосов. Чтобы подготовить ледовую переправу, дорожникам приходится расчищать нагромождение обломков льда и выравнивать поверхность. Да еще и теплая зима хлопот добавила. Так что единственная в Кривошеинском районе переправа заработала только 24 декабря. Благо у местных жителей есть другой путь сообщения с Большой землей – проедешь 70 км по зимнику через тайгу, и ты в Томске. Но и без ледовой переправы кривошеинцы тоже как без рук. А жители соседнего Никольского наловчились ездить в Красный Яр, чтобы «покормить машину»: ближайшая заправка в Володине. Куда быстрее проехать километр с небольшим по ледовой переправе.

Ледовые переправы в области будут работать до апреля, но точный график поможет составить погода. Потом соединять населенные пункты и судьбы станет паромная переправа.

_J0A7000

Мониторинг состояния поверхности льда на переправах проводится ежедневно, а толщины льда – раз в неделю. Сподручных средств для замеров всего два – мотобур, чтобы сделать лунку, и линейка. Пешеходное движение разрешено, если толщина льда составляет 15 см. При намораживании льда до 25 см на переправе появится знак – «2 тонны»

Всего этой зимой в регионе будут действовать 73 ледовые переправы. 19 из них оборудует «Томск­автодор». На эти цели из областного бюджета выделено 50 млн рублей. Кроме «Томскавтодора» строительством и обслуживанием переправ занимаются подрядчики, нанятые муниципалитетами и предприятиями, которые используют переправы для своей работы.

_J0A6856

Круглосуточно на ледовых переправах находятся минимум пять человек: четыре постовых рабочих (по два с обеих сторон) и мастер. Регулярно выходят на лед механизаторы: они очищают подходы к «дорогам жизни» и следят за их безопасностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 1 =