Общественники обсудили ситуацию по увековечиванию имён героев, погибших при защите Отечества
Близится знаменательный для каждого здравомыслящего человека юбилей: 80 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Не забылись в обществе и афганская, две чеченские войны… Помним мы и события на Даманском, помним другие вооруженные конфликты. Да и Специальная военная операция не закончена. Все это побудило комиссию Общественной палаты Томской области по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию провести круглый стол на тему «Взаимодействие общественных организаций и органов исполнительной власти, учреждений в вопросах увековечивания памяти погибших при защите Отечества». В разговоре приняли участие не только общественники, но и общественные деятели, занимающиеся патриотическим воспитанием, увековечиванием памяти героев Отечества. Обсуждение получилось весьма неоднозначным. Тем более, что последний аналогичный круглый стол проходил пять лет назад и за это время накопилась масса актуальных вопросов.
Десять лет?
Общий тон разговора задал председатель Общественной палаты Томской области Андрей Макаренко:
– Весной будущего года мы отметим 80-летие Великой Победы. Поэтому сегодня очень важно оценить, с какими результатами в этом плане мы зайдем в 2025-й. Необходимо обсудить имеющиеся проблемы, определить план действий на будущее.
Заместитель председателя областного Совета ветеранов Юрий Дубровин обратил внимание на серьезное недофинансирование работы по увековечиванию памяти участников ВОВ. Речь шла в первую очередь о надгробных памятниках. Цифры говорят сами за себя: в 2024 году на восстановление надгробных памятников участникам ВОВ, умершим до 1990 года, было выделено 2 млн 200 тыс. рублей. В области восстановлено 55 захоронений. Это крайне мало. Сегодня на один район в год выделяется денежных средств всего на два-три памятника.
– В некоторых районах области родственники ветеранов будут ждать своей очереди 10 и более лет, – посетовал Дубровин и подвел невеселый итог, – сегодня на восстановление памятников необходимо 16 млн рублей по ценам 2024-го.
Где найти такие средства – вопрос открытый.
Затронул он и тему городских и районных мемориалов, памятников участникам ВОВ, которые тоже нуждаются в восстановлении. А на это опять необходимы средства. В качестве примера Юрий Дубровин привел находящийся в неудовлетворительном состоянии памятник Ивану Черных и памятник Федору Зинченко, страдающий от скопившейся вокруг воды.
ЗК, но герои…
Еще один пласт обсуждаемых проблем касался поисковой работы, о которой рассказал председатель регионального совета ТРО ООД «Поисковое движение России», член Общественной палаты Томской области Максим Елезов. В регионе действует 13 поисковых отрядов, насчитывающих 500-600 бойцов. Но непосредственно в поисках каждый год принимают участие примерно 200 человек. Это школьники, студенты, рабочая молодежь.
– Мы занимаемся раскопками в тех регионах, где шли бои в годы ВОВ, – рассказал Елезов. – Это Смоленская область, где воевала наша 166 дивизия, Новгородская, Псковская, Калужская, Ленинградская области. В прошлом году работали в десяти регионах страны. В этом году охват был немного меньше.
Финансированием поисковиков занимается областной Совет ветеранов, областной департамент по молодежной политике. Так же активно привлекаются различные гранты и субсидии. Причем, работа поисковиков заключается не только в самих раскопках, но и в восстановлении памятников погибшим. Например, недавно в селе Леботер Чаинского района поисковики отремонтировали такой памятник – на мемориальные плиты нанесены имена 272 погибших героев. Но при этом возник острый вопрос: среди них оказалось примерно 10 человек, приговоренных в суровые годы войны к высшей мере наказания, замененной отправкой на фронт. Как теперь к ним относиться? Формально они до сих пор не реабилитированы, хотя воевали и погибли геройски… Это еще раз доказывает, что многое в работе по увековечиванию памяти героев ВОВ зависит и от архивной работы.
– В этом году мы хотим создать общий реестр памятников Великой Отечественной войны в регионе, – подытожил Максим Елезов. – И, конечно же, хотим понять, где необходима наша помощь, на которую предусмотрены хоть и невеликие, но деньги.
Кстати, кроме героев ВОВ поисковики занимаются увековечиванием памяти участников других войн, о чем упоминается редко. Хотя здесь тоже многое сделано. Например, в селе Первомайское, по инициативе поисковиков появился памятник героям Первой Мировой. Увековечены имена более пятисот человек.
В едином ансамбле
Депутат Законодательной думы Томской области Леонид Глок поделился с собравшимися своими наработками относительно празднования 80-летия окончания Великой Отечественной. Он показал макет диорамы «Победа ковалась в тылу», посвященный присвоению Томску звания Город трудовой доблести». Её, по задумке депутата, можно было бы разместить в период проведения юбилейных мероприятий, например, в районе Драмтеатра.
– Я давно занимаюсь увековечиванием памяти томичей, которые внесли свой вклад в Победу как на фронте, так и в тылу, – рассказал Леонид Глок, обосновывая свой замысел. – И считаю, что мы должны представить нечто такое, что было бы информативно и эмоционально. В одном ансамбле объединить фронт и тыл, как единое целое. Все это должно работать на эмоциональном уровне.
Диорама представляет собой круглую сварную конструкцию, обрамленную подсвечиваемыми металлическими щитами с изображением подвигов наших отцов и дедов в тылу и на фронте. В середине композиции находится шпиль в форме пятигранного штыка (по количеству лет войны) с красным флагом Победы.
Творческий замысел, воплощенный в диораме, по словам депутата, был поддержан Советами ветеранов и старейшин Томской области. Но смета расходов на нее пока не утверждена.
– Я не вижу никой проблемы в изготовлении этой диорамы, – считает Леонид Эдуардович. – Главное – решение должно быть принято на уровне главы региона и оргкомитета «Победа».
Об увековечивании памяти отдельных томских воинских формирований рассказал председатель Совета ветеранов ТПУ Виктор Бутенко, занимающийся историей 166-й стрелковой дивизии.
– Эта дивизия, организованная в 1939 году, была первым томским формированием, отбывшим на фронт в июне 1941 года, – отметил Виктор Александрович. – И уже в середине июля она была почти полностью уничтожена. В октябре 1941-го от дивизии, насчитывающей почти 14,5 тыс. человек, осталось 517 бойцов, вышедших из окружения. Часть из них попала в партизанские отряды. Причем, наша дивизия не удостоилась никого звания, никаких наград в то время. И это очень обидно.
Бутенко подчеркнул, что еще в 1983 году был создан мемориальный комплекс в Смоленской области, посвященный томичам из 166-й стрелковой. Десять лет назад его реконструировали. Сделали это и нынче. Результат всех порадовал. Но при комплексе существует еще и музей, а вот он давно не обновлялся. Впрочем, все равно, делается много. Недавно в Томске на улице Нахимова был открыт сквер, посвященный памяти бойцов 166-й стрелковой. Скоро там будет установлена стела. Так же выпущено два альбома, посвященных её бойцам. На очереди третий.
Нужен закон!
Председатель Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана и специальных военных операций», член Общественной палаты Томской области Михаил Колмаков познакомил собравшихся с деятельностью ТРО ООО «РСВА» в Томской области в рамках работы по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества. Сейчас благодаря ТРО ООО «РСВА» в регионе открыто 125 мемориальных досок. а результаты патриотической работы 10 членов организации награждены государственными наградами. Большое значение в ней имеет взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти, например, благодаря этому недавно в план реконструкции был включен «Афганский сквер» на Каштаке.
В ходе выступления Колмаков прояснил важный момент. С началом спецоперации её участники были взяты под крыло организации:
– В этом плане у нас нет никаких разграничений, – рассказал Михаил Юрьевич. – Есть единый статус ветерана боевых действий, и он для нас имеет главенствующее значение. Мало того, порядка 270 членов организации находятся в зоне боевых действий. Десять из них мы уже потеряли…
«Афганцы» занимаются работой по увековечиванию памяти не только советских воинов, входящих в ограниченный контингент войск в Афганистане, участвовавших в других военных конфликтах, но и россиян, воюющих или погибших в наши дни на Украине. К сожалению, сегодня об этом знают не все томичи.
Председатель комиссии Общественной палаты, инициировавшей эту встречу, Ульви Абдуллаев, отметил актуальность обсуждаемых тем во все времена, но особенно сейчас, когда Россия в очередной раз столкнулась с угрозами из вне. По его мнению, именно сегодня, когда наши воины на передовой отстаивают мир, процесс увековечивания памяти о них не должен быть проблемным. А воспитание молодёжи без памяти и знаний истории своей Родины и вовсе невозможно.
…Встреча получилась весьма продуктивной. Самое главное, что в ходе обсуждения был поднят основной вопрос: в регионе в настоящий момент нет какого-то единого государственного координирующего органа, занимающегося увековечиванием памяти героев. Эта работа лежит, в основном, на плечах общественников. Отсутствует в области и закон «О разграничениях полномочий органов государственной власти в сфере увековечивания памяти погибших защитников Отечества. Хотя в соседних Кемеровской и Новосибирской областях такие законы уже работают. Поэтому ситуацию необходимо менять. А дело это небыстрое. Члены Общественной палаты Томской области намерены инициировать ускорение в принятия соответствующего закона и выступить площадкой для мониторинга ситуации и решения этой наболевшей темы.
Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев