Приехали на конкурс мастера

«Праздник топора» выдержал все капризы природы и вновь удивил своими масштабами

Опыт лишним не бывает

О-К-О-Л-И-Ц-А – участникам конкурса «У каждой наковальни свой голос», выступающим в номинации «Малая архитектурная форма. Буквица», предстояло изготовить по одной из этих литер. Владимиру Шкваренко из Алушты досталась буква «К».

– Каждый делает в своем стиле, – поясняет мастер, не отходя от горна. – Я занимаюсь традиционной ковкой, которая активно применяется в оформлении интерьеров, приусадебных участков.

Владимир Шкваренко впервые в Сибири. За неделю конкурса, утверждает кузнец с 15-летним стажем, каждый из участников имеет возможность не только продемонстрировать свой стиль, но и пройти дополнительный курс обучения: мастера смотрят на приемы и технику друг друга.

– Я поработал с коллегой из Белгорода, с белорусами, – продолжает житель курортного городка. – «Праздник топора» – это одна из самых масштабных площадок в России по развитию ремесел и народного творчества. Даже зрелым мастерам здесь есть у кого поднабраться опыта.

Во время беседы он просит соседа из ДНР помочь в формовке будущего изделия. Такая взаимопомощь на фестивале вполне привычное дело. Как и сама атмосфера.

– Здесь все супер! Мы, крымчане, приехали сюда остыть! – отвечает Владимир на вопрос о том, как переживали недельное ненастье в «Околице». – Но остыть не получилось – тут такая горячая компания собралась! Нас из Крыма прилетело пятеро, и, хотя мы все давно знакомы, встретиться удалось лишь в Томске.

Если крымчанину еще требовалось время, чтобы поколдовать над своей буквицей, то его сосед, Андрей Бондаренко из Донецкой Народной Республики, уже закончил свою работу. В номинации «Кованая парковая скульптура» он предложил на суд жюри арфу. А на обозрение посетителей выставил скрипку, причем не прямую, а изогнутую, так мастер хотел передать пластику движения музыканта. Сам кузнец играет на гитаре и трубе.

Андрей Бондаренко представляет Гильдию кузнецов Донбасса. Уже 24 года занимается художественной ковкой. В профессию, как он сам говорит, пришел случайно. Однажды во время отпуска друзья пригласили на свое предприятие, в конце экскурсии гость обратил внимание на пустующее здание кузни.

– Там было все: молот, наковальня, аппарат сварочный, осталось только разжечь горн, – вспоминает Андрей. – Мне разрешили поработать, вот с тех пор и работаю. Начинал с традиционных заказов – решетки, заборы, ворота. Но вскоре все это стало мне неинтересно – хочется изготовить что-то удивительное, вечное. Мне нравится работать в стиле стимпанк (создание скульптур из металлолома и запчастей).

Не зарастет к «Околице» народная тропа

В фестивале народных ремесел «Праздник топора» этого года участвовало около двухсот мастеров с Кубы, из Китая, Казахстана, Киргизии, Беларуси, Монголии, Ирана, Италии. Они приехали в Сибирь, чтобы вновь встретиться друг с другом, отдохнуть душой, показать свои новые идеи. Поэтому им некогда было смотреть на дырявое небо и жаловаться на капризы погоды, которая, испытав участников на прочность, сжалилась под конец и с пятницы начала осушать территорию «Околицы». В субботу, на официальном открытии фестиваля, уже вовсю грело солнце. Тысячи гостей, туристов и официальных лиц устремились в Зоркальцево, чтобы в спрятавшемся за высокими березами парке воочию увидеть праздничную церемонию. Глава региона с огромным удовольствием вывез на «Праздник топора» свою семью.

Он успел пообщаться с плотниками, резчиками, гончарами, кузнецами, мастерами по бересте, которые и стали главными героями церемонии открытия фестиваля.

– Наш «Праздник топора» проходит 14-й год подряд и собирает многие тысячи гостей. Фестиваль давно перешагнул границы нашей области и нашей страны, – сказал в приветственной речи губернатор Владимир Мазур. – Народная тропа к нашей сибирской «Околице» не зарастает. В этом году мы принимаем мастеров из 47 регионов России и восьми стран мира. Они творят не только из дерева и бересты, но и из металла и глины, вкладывая в свои произведения часть сердца и души.

Глава региона подчеркнул, что «Праздник топора» открыт для всех, кто чтит традиции, передающиеся из поколения в поколение.

– Гости фестиваля осваивают наши исконные сибирские ремесла, прикасаются к традициям предков. А это значит, что мы никогда не потеряем свою культуру, никогда не забудем свою историю. Хочу пожелать всем, кто любит Сибирь, Россию и наши традиции, хорошего настроения, творить и созидать, дарить и получать! – сказал Владимир Мазур и, традиционно ударив топором о древесное полено, объявил 14-й Международный фестиваль народных ремесел открытым.

Томские калоши для ростовчан

Плотницкая площадка продолжает оставаться самым посещаемым местом у гостей фестиваля. Восхищенные зрители забывают о времени и о себе, так завораживает их искусство резчиков по дереву. Смотреть на то, как виртуозно орудуют они резцами, стамесками, топорами и электропилами, можно бесконечно.

– Смотри, это же Шапокляк и крыска Лариска! – узнали мультяшных героев подростки Саша и Витя, приехавшие на «Праздник топора» с бабушкой.

– Этой работой мы хотим показать, как трансформируется дерзость в добро. Вот видите, Чебурашка уводит Шапокляк от хулиганов, от желания лишний раз прикоснуться к рогатке, – поясняет Елена Болдырева, художник и муза мастера Константина Коростелева. – Мы из Ростова-на-Дону, у нас там плюс 39, духота, а здесь такой исцеляющий воздух, который благотворно влияет и на мысли, и на каждую клеточку организма. Мы хотим поблагодарить организаторов за их внимание, заботу и поддержку. Когда шел дождь, нам принесли калоши, дождевики, помогли сделать навес, ведь мы имеем дело с электричеством и работаем на открытом воздухе. Волонтер Валерия вообще не отходила от нас ни на шаг, была готова помочь в любую секунду.

По словам Елены, за неделю они пережили столько разных эмоций: мокрые бревна, дождь, солнце, улыбки зрителей, любующихся их работой.

– На пике фестиваля мы оставляем в томской «Околице» ростовский след в виде этой скульптуры, – прерывает работу пилы Константин Коростелев.

Впервые он взял в руки топор в 14 лет, когда поступил в Богородскую школу резьбы по дереву. Этому направлению член Союза художников РФ остается верен и по сей день.

– Считаю нашу школу сильнейшей в мире по технике – в ней все идет с ножа, ничего не шлифуется дополнительно. Правда, дома мы работаем с горной липой, буком и ясенем, а здесь соприкоснулись с кедром – теплым и мягким деревом, – поясняет мастер. – Много лет преподавал в архитектурном институте, обучал этому старинному промыслу студентов и всегда участвовал во всероссийских мастер-классах и фестивалях. Вот и до Томска добрались, который запомнится нам как душевный, гостеприимный и щедрый город.

Вам вазу завернуть?

В отличие от резчиков, гончары всегда работают в закрытом пространстве. Птичий щебет раздается по всему павильону «Глиняный сказ», привлекая заглянувших сюда путников. Так демонстрируют музыкальные возможности глиняной народной игрушки их создатели. От миниатюрных фигурок переходим к крупным формам. Над блюдами и тарелками гордо возвышалась ваза, которую сотворил почетный гость фестиваля Ахмет Ташхомджу. На изделие высотой 180 сантиметров мастеру из Турции понадобилось всего полтора дня. Когда ваза просохла, он нанес рисунки, посвященные Томску и его истории.

Если турецкий мастер не впервые участвует в фестивале, то для Евгении Белоусовой из Барнаула он стал дебютным, причем сразу с глубоким погружением в тайны ремесла: изготовить большую тарелку, блюдо на тоненькой ножке, квасник, матрешечное трио, попробовать свои силы на велогончарном круге. Опыт, говорит начинающий мастер, интересный, и она готова его повторить.

500 кедров-десятилеток высадили в этом году мастера и гости «Праздника топора» рядом с парком «Околица».

Береста ошибок не признает

Нынче в конкурсе по художественной обработке бересты «Берестяной хоровод» участвовали 30 мастеров, 31-м стал Виктор Шмидт из Прокопьевска Кемеровской области. Правда, его заявка не попала вовремя к организаторам фестиваля, поэтому он выступал вне конкурса. Блюда и туеса мастера поражают размерами и изящной проработкой рисунка.

– Береста – это такой теплый, эластичный материал, который не боится ни огня, ни сырости, – уважительно говорит Виктор Карлович. – У нее столько возможностей, что за сорок лет не все ее свойства изучил. А на конкурс не успел подать заявку, потому что задержался на фестивале «Славянский базар» в Витебске, где тоже показывал свои изделия. Сейчас дорабатываю блюдо – вырезаю сюжет по мотивам «Слова о полку Игореве». Сначала на бумаге рисую, потом перевожу на бересту, но делаю это очень осторожно, потому как она ошибок не прощает, и след от карандаша, даже самого мягкого, ничем уже не сотрешь.

– Извините, это же шаркунок? С Русского Севера? – прерывает рассказ одна из посетительниц.

– Она самая, – подтверждает мастер. – Детская погремушка.

Оберег от злых духов сплетен из бересты в виде креста, внутри него ячмень или горох.

Женщину зовут Людмила, она в составе туристической группы специально приехала на «Праздник топора» и была просто очарована атмосферой фестиваля.

С туристкой полностью соглашается и Виктор Шмидт:

– Разве только сказку на ночь томичи не рассказывают. А все остальное в организации рабочего места, питания, проживания просто замечательно. Каждый из нас увезет из Томска оригинальные идеи, адреса новых знакомых и непроходящее восхищение «Праздником топора».

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − девять =