Однажды знакомый хирург пригласил выдающегося актера Михаила Чехова на операцию. В тот вечер, вспоминал артист, он играл так, как никогда раньше. Наблюдая за тем, как беспомощен порой бывает человек перед лицом судьбы и какой подвиг совершают люди в белых халатах, держа хрупкую чужую жизнь в своих руках, Чехов, по его собственному признанию, соприкоснулся с чем-то Настоящим.
Обычно лавры почета за успешно проведенную операцию достаются хирургу. Бойцами невидимого фронта всегда остаются анестезиологи-реаниматологи и медсестры-анестезистки – специалисты, отвечающие за то, чтобы хирургическое вмешательство проходило безболезненно для пациента, а также за выведение его из состояний, угрожающих жизни. Находить гармонию в существующем положении вещей умеет Сергей Авдеев – руководитель отделения анестезиологии и реанимации Томского НИИ онкологии СО РАМН, доктор медицинских наук, лучший врач России по итогам национального конкурса «Признание» 2008 года.
Жизнь вопреки законам физиологии
Талант анестезиолога заключается в умении предвосхищать возможные риски, быстро и грамотно принимать решения в экстренной ситуации. Наркоз – не благо для пациента, а способ защитить организм от операционного стресса, и этот момент необходимо осуществить так, чтобы он не оказался тяжелее самой операции. Тем более когда на кону даже не здоровье, а жизнь человека. Анестезиологу-реаниматологу слишком часто приходится принимать решения, которые становятся для кого-то судьбоносными. Сергей Вениаминович признается: при таком раскладе невольно начнешь верить, что жизнью человека управляет нечто еще помимо законов физиологии.
– Врач-анестезиолог не может быть материалистом. Когда возникает внеплановая ситуация и ты остаешься один на один с пациентом, находящимся в бессознательном состоянии, просчитать все умом невозможно. Безошибочно определяешь причину возникновения непредвиденных обстоятельств, а после не можешь дать этому рациональное объяснение. В нашей профессиональной среде это называется «чуйка». Вот и думай потом, кто или что помогает тебе предотвратить, казалось бы, неминуемый фатальный исход.
На просьбу припомнить самое трудное решение из своей врачебной практики Сергей Вениаминович пожимает плечами – 30-летний стаж в медицине сформировал привычку раскладывать любую сложную ситуацию на более простые и доступные пониманию. А значит, автоматически переводить их из неординарных в разряд обыденных.
Умение выполнять трудоемкие задачи последовательно и без надрыва со временем перешло из сферы профессиональной в бытовую. Так, строительство и обустройство загородного дома, за которые Авдеев взялся лично, проходили столь естественно, что домашние не переставали удивляться: оказывается, уже появилась кухня, а вот и веранда готова для отдыха…
Из наркоза за две минуты
Каждый человек осознанно или бессознательно определяет для себя принципы существования в профессии. Кредо Сергея Авдеева: совершенствуйся и передавай свой опыт молодым специалистам. За 10 лет работы в НИИ онкологии под его руководством защитили кандидатские диссертации шесть докторов. Стремление к росту собственного мастерства привело к разработке технологии использования инертного газа ксенона при операциях различной степени сложности. Внедрением качественно нового вида наркоза занималась группа ученых-медиков из Москвы, Томска и Астрахани, клинические исследования проводились на базе городской больницы № 3, где Сергей Вениаминович тогда работал. Кропотливый труд был отмечен медицинским сообществом: Сергей Авдеев стал победителем национального конкурса «Признание» в номинации «За создание нового направления в медицине».
Не авось
Травматологов, нейрохирургов, онкологов и реаниматологов традиционно относят к числу специалистов, подверженных наиболее сильному моральному износу. Сергей Вениаминович с таким утверждением категорически не согласен:
– Любой врач, независимо от его специализации, испытывает серьезную психоэмоциональную нагрузку. Если говорить обо мне, то сегодня я не ощущаю усталости. Трудно приходится в начале профессионального пути, когда у тебя еще недостаточно опыта и порой не знаешь, как помочь пациенту. А когда ты уверен в своих силах и возможностях, работаешь в удовольствие.
Cегодня Сергей Авдеев как руководитель отделения анестезиологии и реанимации отвечает не только за себя, но и за своих подчиненных. При этом придерживается золотого правила: если вмешиваешься в работу своего сотрудника, делай это максимально деликатно, чтобы он думал, будто сам пришел к верному решению. И поясняет: знает на собственном опыте как опускаются крылья, когда тебя бьют по рукам и обвиняют в дилетантстве. Зато жестким и принципиальным руководителем Сергей Вениаминович становится в вопросах трудовой дисциплины:
– Находясь в ответе за самую главную в мире ценность – человеческую жизнь, ты не имеешь права надеяться на авось. В нашем деле оплошности не прощаются.
Встань и иди
Главный герой одной современной пьесы, больной раком мальчик, произносит в адрес своего врача сакраментальную фразу: «Вы не Бог Отец. Не вы управляете природой. Вы только ремонтируете». Сергей Вениаминович подтверждает эти слова наблюдениями из собственной практики: выздоровление человека лишь на 20% зависит от стараний докторов, остальные 80% – результат внутренней духовной работы пациента, его побеждающее все препятствия истовое желание жить и быть здоровым.
– Утверждение о том, что все болезни от головы, не совсем верное. Скорее, от головы наше здоровье, – поясняет Авдеев. – Все заболевания, если, конечно, они не вызваны психическими и эмоциональными проблемами, имеют объективные причины. Вместе с тем человеческий организм запрограммирован на хорошее самочувствие и правильное функционирование всех его органов и систем. Помимо врачебного вмешательства и медикаментозного лечения важно настраивать себя на благополучный исход – это очень мощный механизм выздоровления.
Впрочем, делится соображениями Сергей Вениаминович, возможность оставаться здоровым как можно дольше все-таки есть: чем гармоничнее человек, тем больше у него шансов не болеть. Верный способ достижения внутренней гармонии – быть предельно честным с самим собой и не лгать окружающим. И даже когда приходит беда, ей можно противостоять. Самое удивительное жизненное открытие, которое сделал для себя талантливый врач и глубокий человек Сергей Авдеев: силы человеческого духа неисчерпаемы, даже пережив огромную трагедию, люди способны встать и продолжать свой путь.
Справка «ТН»
Ксеноновая анестезия обеспечивает более глубокий наркоз, не имеет побочных эффектов, защищает нервную и сердечно-сосудистую системы от негативных воздействий, и пациент просыпается после снятия маски всего через две минуты, в полном сознании. Есть лишь одно «но» – такая анестезия сложна в техническом исполнении, и на сегодняшний день в Томске ее применяют только в НИИ онкологии.
Любимая притча доктора
Сергей Вениаминович убежден: осмысленной нашу жизнь делаем мы сами
– Есть очень хорошая притча на эту тему. Три человека таскали камни. «Что ты делаешь?» – спросили каждого из них. Один проворчал: «Горбачусь, бесцельно растрачивая время», другой сказал: «Зарабатываю деньги», третий ответил: «Я строю Храм». Не важно, сколько значительной выглядит твоя работа в глазах окружающих. Если ты относишься к своему делу с любовью и с осознанием его значимости, значит, ходишь по этой земле не зря.