Директор по маркетингу финской компанииRovio Entertainment Петер Вестербака провел вчера открытую лекцию для томских студентов и IT-компаний. Создатель компьютерной игры Angry Birds рассказал о том, как задумка троих вполне обычных студентов превратилась во всемирно известный бренд.
Angry Birds стала 52-й по счету, но первой по рейтингам игрой, которую выпустила на рынок компания Rоviо.
– Мы начали свою разработку такими же студентами, как и вы, учась еще в Хельсинкском технологическом университете, – обратился к томичам Петер. – Смогли мы – сможете и вы. Начинайте свой бизнес уже сегодня, не откладывайте интересные идеи в долгий ящик. Не бойтесь рисковать. Что вы в итоге потеряете? Сто миллионов? Ну и ладно, зато два заработаете – уже хорошо.
– Получилось все довольно-таки комично Как-то наш дизайнер-художник нарисовал забавную злую птицу и предложил создать игру с ее участием. Никто не понял до конца задумки, но птичка сразу всем понравилась, вот мы и решили попробовать, – смеется Петер.
В 2009 году «злые птички» привлекли внимание финского разработчика игровых платформ и мультимедиа Rovio Entertainment, и началась серьезная работа по продвижению Angry Birds на рынке.
– Мы поставили перед собой цель достичь 100 млн скачиваний игры за год. До нас никто такими амбициозными планами не задавался. Разве что «Тетрис», но у них на это ушло 20 лет, – шутит Петер Вестербака. – Нас поначалу даже сумасшедшими называли, а мы и не спорим. Мы просто поверили в то, что можем делать невозможное и научились ходить по воде.
Сейчас в компании Rovio Entertainment работает 850 человек. Это маленькое число сотрудников, замечает Вестербака. Зато эти ребята – «настоящие волшебники, которые умеют делать буквально все».
На сегодняшний день Angry Birds установлена более чем на 2 млрд устройств, а капитализация компании Rovio Entertainment оценивается в 9 млрд долларов. Сам Петер Вестербака в 2011 году вошел в рейтинг «100 самых влиятельных людей планеты» по версии журнала Time.
– Мягкие игрушки в виде наших птичек побывали вместе с российскими космонавтами на орбите Земли. А еще мы – единственная игровая компания, которая разрабатывает приложения на территории NASA, – рассказывает Петер. – Когда мы ставили задачу по сотрудничеству с космическими станциями, в нас тоже никто не верил. Но мы смогли.
Другая «безумная» задумка финских айтишников – разработка игровых платформ для школьных образовательных программ.
– Мы намерены совместить приятное с полезным – учебу и игру. Такой подход сделает процесс образования для школьников интересным, а значит, запоминающимся, – делится планами Вестербака. – Причины для таких выводов обоснованы научными исследованиями, которые проводились в нашей стране: мальчики в Финляндии лучше знают английский язык, чем девочки, потому что чаще играют в компьютерные игры. А все дело в том, что система навигации, диалоги в таких играх на английском. Вот ребята по ходу игры и запоминают новые для себя слова.
– Образование – вещь серьезная, разве здесь уместны развлечения? – задал вопрос один из томских слушателей. – Вам ведь придется буквально вклиниваться в системы образования стран, многие из которых весьма консервативны…
– А разве я не говорил, что мы сумасшедшие и умеем ходить по воде? – поднял бровь Петер, и зал рассмеялся.
– Играть в игры – вообще часть моей работы. Как еще ближе познакомиться с работами своих конкурентов? – говорит Петер.
– А кто ваш главный конкурент? – раздается вопрос из зала.
– Компания Disney и телевидение, – тут же отвечает Вестербака. – Но если с первыми мы и сотрудничаем, и конкурируем одновременно, то с телевидением соперничать сложнее, просмотр телеканалов забирает много свободного времени у наших пользователей, и они меньше играют.
– А нам, наоборот, кажется, что большинство детей сегодня только и занято тем, что безвылазно сидят за компьютером и света белого не видят, – возразил Петеру один из современных родителей. – Разве так должно быть?
– Конечно, нет, – соглашается Петер. – Компьютерные игры – развлечение, а не образ жизни. Я и сам отец. У меня двое детей, одному из которых 8, а другому – 10 лет. Так что я вас прекрасно понимаю и считаю важным, чтобы дети проводили как можно больше времени в реальном, а не виртуальном пространстве. Так что дальнейшая цель компании– создание по всему миру парков развлечений Angry Birds, чтобы ребятишки могли встретиться с любимыми героями и провести время на свежем воздухе.
Когда томичи спросили Петера о том, в каком российском городе будет располагаться первый такой парк, Вестербака ответил, что пока это секрет. Впрочем, одним центром развлечения от Angry Birds компания не ограничится:
– Мы намерены создать тысячи таких парков по всему миру. Россия – не исключение.
– В городе существует много маленьких, начинающих IT-компаний, которым опыт Rovio мог бы оказаться полезным. С Петером я познакомилась в ноябре, когда побывала вместе с представителем томской игровой компании Bombsquare Романом Малаховым на конференции разработчиков игр в Финляндии. Узнав, что Петер проводит конференцию для IT-компаний в Новосибирске, мы с Ромой подумали: а почему бы и к нам его не пригласить? Написали ему в «Фейсбуке», и Вестербака согласился приехать, – рассказывает одна из организаторов лекции куратор команды разработчиков Enactus ТГУ Диана Козикова.
Вестербака признался, что студенческий город с большим научным потенциалом сразу же привлек его интерес по многим направлениям.
Накануне лекции Петер встретился с заместителем губернатора области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Алексеем Князевым и ректором ТГУ Эдуардом Галажинским, чтобы обсудить возможности сотрудничества компании Rovio с Томском. Сферы общих интересов коснулась и разработка образовательных программ на базе игровых платформ.
Фото: Вероника Белецкая