Петр Балашов:
О влиянии «вредной» информации на детскую психику

Петр Балашов, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии СибГМУ:

Петр Балашов, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии СибГМУ

– Ограничение и фильтрация информации, поступающей к ребенку, – вещь полезная. Это позволяет сдерживать натиск негативной информации, которую ребенок не силах осмыслить. Из-за этого он и начинает ей подражать, воспринимает ее как способ поведения. С одной стороны, у взрослого и ребенка, смотрящих на сигарету в лапе у волка из «Ну, погоди!», интерпретация этой картинки будет разная. У детей эмоциональная линия идет впереди, поэтому они не станут рассматривать эту сигарету как повод, чтобы начать курить. С другой – неизвестно, отзовется та или иная картинка, увиденная ребенком, в будущем или нет. В любом случае научить плохому в прямом смысле мультфильм или телепередача не смогут, но оказать положительное или негативное влияние вполне способны.

Формирование психики у ребенка происходит по трем категориям: темпераменту, личности и характеру. То есть вредная информация способна вызвать деформацию характера, личности или увести ребенка в иную жизнь с измененными ценностными ориентациями. А это в конечном итоге может сформировать аддитивное, то есть отклоняющееся от норм, поведение, которое воспитано на неудачно подобранных взрослыми сюжетах и моделях. У ребенка могут проявиться патологические черты характера (злобность, агрессивность, введение в субкультуру пития и т.д.). Плюс происходит эталонное моделирование нехимических зависимостей: герой, супергерой, различные имиджевые варианты, допустим, понятия того же самого боевика или киллера. И эти негативные образы подаются приукрашенными и вызывают у зрителя чувство сострадания. Помните, несколько лет назад дети играли в героев «Бригады». Сегодня этот вал немного пошел на спад, но он повлиял на определенные категории подростков и создал групповые формы аддитивного поведения, тех же агрессивно настроенных фанатов.

Что касается чисто детских программ, то детская анимация сошла на нет. Те понятия, которым учили советские мультфильмы, в современных практически исчезли. Зато в них присутствуют откровенно садистские сцены: какого-нибудь мультяшку колотят молотком под веселую музыку. В 30-е годы у нас это было на уровне клоунады, когда кувалдой били несчастного капиталиста…

В любом случае, какая информация попадает к ребенку, зависит от его родителей. А государство должно не запрещать что-то к показу, а помочь родителям определиться с тем, какие книги, фильмы и мультики будут детям только полезны. Еще одно правило информационной безопасности: ребенок должен быть заполнен. У него должны быть занятия и увлечения, потому что негативная информация прилипает к человеку только на фоне пустоты и одиночества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − шестнадцать =