Фото: Юрий Цветков

В одно из красивейших зданий города – Дом офицеров – постепенно возвращается жизнь. Работа, невидимая глазу томичей, спешащих по своим делам вдоль шумного проспекта Ленина, идет в его просторных помещениях. Более 15 лет многострадальное здание томилось в тишине и бездействии. Что, учитывая его красоту, значимость и звучный статус памятника федерального значения, было непростительно. Глава региона Сергей Жвачкин поставил в этом процессе решительную точку. После того как некогда принадлежавшее Министерству обороны здание было передано на баланс области, начались работы по его восстановлению.
Новостройка от мэтра
Не в лучшем состоянии досталось региону когда-то самое нарядное и торжественное здание Томска. Архитектор Лыгин в своем деле был мастер: его творение оказалось в списке объектов культурного наследия страны. Некогда на том месте, куда устремлен взгляд бронзового Пушкина, располагалось имение томского золотопромышленника Горохова с роскошным садом, уходящим к Татарской слободе. Предпринимателем он оказался не очень удачливым – разорился. А когда вдобавок ко всем бедам главный деревянный дом имения в 1894 году сгорел, было решено возвести здесь каменное здание. Первым «резидентом» стало Общественное собрание Томска. Отсюда название, на долгие годы закрепившееся за новостройкой в исполнении Константина Лыгина.

Роскошное здание мгновенно стало центром культурной жизни «умного города». Здесь собирались купцы, чиновники, интеллигенция. В каменном особняке разместились одна из крупнейших томских библиотек и зал на 800 мест, где проводились концерты, благотворительные вечера, кинопоказы, танцы. На его сцене выступали звезды первой величины – Александр Вертинский, Леонид Собинов, Вера Комиссаржевская. Архитектор Лыгин, судя по всему, знал толк не только в своем деле, но и в женской красоте. Облик выдающейся русской актрисы прослеживается в лепном декоре фасада другого его творения – аптекарского дома «Штоль и Шмидт» (нынешний Дворец бракосочетаний).
Революция и последующие общественные бури скорректировали судьбу здания. На смену праздным мероприятиям пришли дела будничные. В залах, где недавно щеголяли дамы в кринолинах в сопровождении галантных кавалеров, разместилось отделение военного госпиталя, потом – столовая центрального рабочего кооператива. В 1931 году здание передано гарнизонному дому Красной армии. С тех пор судьба на семь десятилетий накрепко связала лыгинскую постройку с военными. Финал этих отношений наступил в конце 2000-х годов, когда Министерство обороны закрыло здание, выселив все находившиеся там организации.
Хорошо, когда подошва сухая
Здание как человек: оказавшись в одиночестве, распускается и постепенно теряет облик.
– Долгое время на содержание такого огромного объекта выделялось в год по 3 миллиона рублей. Этих средств едва хватало на оплату коммуналки, охрану, уборку снега. Ни о каком ремонте и речи быть не могло, – рассказывает председатель комитета по охране объектов культурного наследия Томской области Елена Перетягина. – Неудивительно, что здание оказалось в плачевном состоянии. Его исторический облик полностью сохранен. Прежде всего благодаря тому, что в центре города запрещена застройка. Чего не скажешь о внутренней обстановке Дома офицеров – две трети его помещений аварийные.

Решить на раз проблемы, копившиеся годами, разумеется, не получится. Но тот факт, что здание теперь на попечении области, дает зеленый свет переменам в его судьбе. По распоряжению Сергея Жвачкина с 2018 года в проекте регионального бюджета появится отдельная строка по восстановлению Дома офицеров. Средства на долгожданный ремонт будут выделяться системно, в течение нескольких лет.
Работы, необходимые для сохранения основных несущих функций здания, уже проведены. Для этого потребовалось восстановить его цокольную часть – воды в осиротевших помещениях было буквально по колено. После проведения гидроизоляции фундамента, восстановления во всем доме отопления, электрики, системы канализации за лыгинское творение можно быть спокойными. Подошва здания сухая, а значит, оно защищено от дальнейшего разрушения. Теперь задача номер один – восстановление прохудившейся крыши, аварийного перекрытия над залом и центральной лестницей.
…и чтобы сады цвели

Проектная документация по преображению Дома офицеров готова. Затраты на ремонт составят 250 млн рублей. Изначально проект реконструкции оценивался в 1 млрд рублей. Грамотный подход специалистов АО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» позволил снизить стоимость работ.
Вопрос о том, как будет использоваться лыгинский особняк после «перезагрузки», пока открыт. Но чего однозначно не будет в историческом здании – очередного торгового центра. Это принципиальная позиция главы региона.
– На наш взгляд, здание должно оставаться центром общественной жизни Томска и Томской области. Уверен, в этом нас поддержат все жители, – подчеркнул Сергей Жвачкин. – В здании прекрасная акустика. Возможно, когда-нибудь Денис Мацуев даст там мастер-класс нашим музыкантам, Костя Цзю – юным спортсменам. Раньше в здании Общественного собрания тоже работали кружки по интересам.
Люди с ограниченными возможностями здоровья тоже смогут посещать мероприятия в Доме офицеров. Константин Лыгин предусмотрел для Общественного собрания три входа: один центральный, два – по бокам от него. Архитектурная хитрость в таком решении есть – пешеходная часть между зданием и современным проспектом Ленина всегда была узкой. И куда было деваться восьми сотням дам и господ, выходящим на улицу после концерта? Три входа позволяли распределять поток зрителей. По проекту реконструкции один из входов приспособят для особенных гостей. Кроме расширенных дверных проемов, пандуса там будет установлен лифт для инвалидов-колясочников.
Есть еще одно любопытное решение, которое при большом желании и определенных финансовых вливаниях можно воплотить в жизнь.
– Здание можно открыть для томичей не только с проспекта Ленина, но и с обратной стороны, выходящей на Татарскую слободу. Балкон позволяет сделать еще одну входную группу, – рассказывает главный архитектор проекта АО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» Нина Савельева. – Мало того, в самых смелых мечтах можно облагородить территорию между Домом офицеров и Татарской слободой и сделать там большой красивый парк с зелеными насаждениями, озером, лавочками. Как раз на том месте, где раньше были гороховские сады. Там же найдется место для вместительной парковки. Что тоже важно, если здание Общественного собрания будет использоваться как концертная площадка.
По расчетам специалистов, на реконструкцию Дома офицеров понадобится 1,5–2 года.