Письмо с требованием «включить свет» на улицах Томска направило на этой неделе в мэрию руководство УГИБДД по ТО. Перед этим инспекторы УГИБДД в ходе рейда, участие в котором приняли журналист и фотокор «ТН», зафиксировали чернильные ночи на многих городских трассах и в новых микрорайонах.
– Томск – однозначно самый темный город Сибири, – согласен с гигантской остротой проблемы директор «Горсетей» Владимир Резников.
– У ГИБДД претензии к мэрии по освещенности томских улиц? А денег, случайно, на решение проблемы нет? – говорит глава департамента городского хозяйства Вячеслав Черноус.
В УГИБДД отвечают, что формулировка «нет денег» не является для их ведомства весомым аргументом, так как задача представителей власти, которая несет ответственность в том числе за безопасность граждан, изыскивать на это средства. И представители УГИБДД не исключают, что за освещение томских улиц они начнут бороться так же, как и за латание дыр на томских дорогах, – через прокуратуру и суд.
Но сначала 16 октября проблему наружного освещения Томска руководство УГИБДД поднимет на областной комиссии безопасности дорожного движения.

Самый проблемный – Шегарский
Проехали коммунальный мост: и по одну сторону, и по другую – хоть глаз выколи.
– По правую сторону – Шегарский тракт. До Тимирязевского и Водозабора (официально – Кировский район) освещение даже не предусмотрено, хотя движение в обоих направлениях интенсивное. Конечно, город в целях безопасности граждан должен предусмотреть средства на монтаж электроопор, – говорит госинспектор отдела дорожного надзора по городу Томску Дмитрий Седлецкий.
На остановку «Водозабор» подъезжает автобус – словно проваливаясь во тьму из него выходят пассажиры. Узнав, что сотрудники ГИБДД проводят рейд, люди не сдерживают эмоций:
– Дети из школы возвращаются, взрослые с работы, и все идут на ощупь, переживая, увидит ли их какой-нибудь автомобилист, темнота – хоть глаз выколи.
– Живу недалеко от Водозабора и каждый раз, когда еду в сторону города и обратно, двигаюсь довольно медленно – знаю, что риски внезапно увидеть на дороге пешехода очень велики. И дорожные знаки вообще не видно, – рассказывает Виталий Еланцев. – Недавно в районе Тимирязевского был насмерть сбит мужчина – водитель его поздно заметил. И в такой ситуации, проехав коммунальный мост и направившись в сторону Победы, может оказаться любой водитель. В августе, к примеру, мне тоже пришлось понервничать. Ехал медленно и вдруг увидел на уровне колес какое-то шевеление, будто кто-то переползает проезжую часть. Резко затормозил. Оказалось, пьяный мужчина ползком «переходил» дорогу. Его, да и меня, спасло лишь то, что он был одет во что-то светлое. Пешехода в темной одежде становится видно на дороге только на расстоянии нескольких метров…

В городских потемках
– Вот проблемный участок, – начальник отдела дорожного надзора УГИБДД Вячеслав Емельянов показывает площадь Транспортную и отрезок от
ул. Красноармейской до пр. Ленина. Электроопоры до ул. Вершинина есть только с одной стороны (мешает ЛЭП). Дальше, от Вершинина до пр. Ленина, опоры есть с двух сторон, но лампы на них на момент рейда работают только с одной – со стороны Лагерного сада (отсутствие освещения зафиксировано в 21.30, в 22.30 свет включили и по другую сторону ул. Нахимова).
Совершенно темен перекресток ул. Суворова и ул. Мичурина, затем от ул. Мичурина до Кузовлева, где разбита дорога и ездить без наружного освещения опасно.
Ни одной опоры освещения от ул. Ракетной до ул. Энергетической, где движение интенсивное.
– Вот переезд на АРЗе: свет словно в конце тоннеля, один фонарь горит, следующие три выключены. Экономия или просто лампы перегорели?
И еще один дорожный участок, где свет однозначно нужен:
ул. Энтузиастов – здесь начинается микрорайон Зеленые Горки. Он вообще находится в кромешной тьме – вдоль проезжей части ни одной опоры электроосвещения. А люди давно уже здесь живут…
Световые рубли
– У ГИБДД претензии к мэрии по освещенности томских улиц? А денег, случайно, на решение проблемы нет? – говорит глава департамента городского хозяйства Вячеслав Черноус. – В 2012 году на оплату имеющегося освещения выделено 140 млн рублей. И ни копейки на новые сети и даже проектирование. Не уверен, что 2013 год будет иным: для этого пока нет предпосылок. Единственные перемены, которые произошли в 2012 году, – сеть, которую в сторону аэропорта за свой счет протянули «Горсети», арендующие «Горсвет». И не известно, когда город сможет рассчитаться за эти работы, – смонтировано17,8 кмсети, и это 20 млн рублей…
– Томск – однозначно самый темный город Сибири, с какой стороны в него ни заезжай, – говорит директор «Горсетей» Владимир Резников. – Черная Речка соответствует своему названию: едешь в Томск с той стороны – тьма кромешная. Как и со стороны Тимирязева. Соглашусь с ГИБДД, что Шегарский тракт – первостепенный участок для монтажа сетей. Там много жилых домов – чтобы сходить в магазин, дойти до остановки, люди часто вынуждены переходить дорогу и, к сожалению, периодически попадают под колеса (на Шегарском тракте ежегодно происходит по шесть-восемь наездов на пешеходов. – Прим. авт.). Проект по Тимирязевскому мы сделали за свой счет: нужно не так уж много – 20 млн рублей. Но у города ответ короткий: денег нет.
– С неосвещенными жилыми микрорайонами городу однозначно нужно что-то делать, – согласен Резников. – Во мраке придомовые территории: опор во дворах (тем более новых жилых массивов) нет, раньше жильцы пользовались фонарями над подъездами, а теперь это ОДН – дорого, все чаще это освещение стали отрезать (тенденция последнего полугодия). По Зеленым Горкам: как можно строить микрорайон, где рядом находящаяся проезжая часть вообще не освещена? Электроопоры – такие же инженерные коммуникации, как тепловые и водяные, которые должны быть подготовлены до сдачи многоэтажек в эксплуатацию.
Другой пример – в Академгородке, в районе ТВЗ, город за счет областных средств все же протянул сеть электроосвещения. Население Академгородка обрадовалось. Фонари установлены с весны, и их можно включить, но город до сих пор не передал сеть на обслуживание и не нашел ни копейки на ее эксплуатацию. Люди звонят, Алексей Барышев – руководитель ТВЗ постоянно мне задает вопросы, я, в свою очередь, задаю вопросы главе департамента капитального строительства Алексею Сафронову, но денег у города по-прежнему нет, – завершает Владимир Резников.
(Алексей Сафронов пообещал «ТН», что в ноябре фонари включат: мэрия ищет деньги, планируя снять их с другой статьи расходов.)
И это пока все…
Со слов Владимира Резникова, в ближайшее время освещение появится в районе пл. Транспортной и далее до мокрушинского переезда, на светодиоды заменят фонари от ул. Карташова до пр. Фрунзе. Но это пока все…
Между тем в УГИБДД говорят, что формулировка «нет денег» не является для их ведомства весомым аргументом, так как задача представителей власти, которая несет ответственность в том числе за безопасность граждан, изыскивать на это средства. И представители УГИБДД не исключают, что за освещение томских улиц они начнут бороться так же, как и за латание дыр на томских дорогах, – через прокуратуру и суд.

- -Инспекторы ГИБДД зафиксировали, что 3 октября не работали фонари по одной из сторон вдоль ул. Нахимова – от ул. Вершинина до Лагерного сада (со стороны УФНС), хотя опоры есть.
- -От ул. Шевченко до ул. Красноармейской недостаточно освещения с одной стороны – ширина проезжей части здесь стандартная (14 м), то есть свет должен быть по обе стороны дороги.
- -Нет опор электрического освещения на участке от ул. Ракетной до ул. Энергетической.
- -Тьма после АРЗовского переезда, на перекрестке ул. Смирнова и Мичурина и далее от ул. Мичурина до Кузовлева.
- -В сторону ул. Энтузиастов, где построен микрорайон Зеленые Горки, нет ни одного столба, темнота, и свет только от окон жилых домов.
- -Не освещены областные трассы, где находятся населенные пункты – Томск и пригород нуждаются в96 кмсетей наружного освещения.
24 сентября в 21.10 на 9-м километре Шегарского тракта водитель Toyota Corolla сбила пешехода – мужчина перебегал трассу в неустановленном месте. Пешеход погиб. Водитель уверяла инспекторов, что в полной темноте она просто не заметила человека. Отсутствие освещения на Шегарском тракте, с точки зрения представителей УГИБДД, – основная причина ДТП 24 сентября. Как и других аварий, которые практически ежемесячно случаются на этой магистрали.
СКАЗАНО
Владимир Резников:
– Кто нам выделил 140 млн рублей на год? 117 млн рублей на все городское освещение! Из них 33,6 млн отдаем за аренду «Горсвета», в итоге остается 84 млн рублей…
В Томске обнаружены нерабочие фонари? В городе все фонари горят – мы не работаем в режиме дежурного освещения. Если на каких-то улицах встречаются неработающие через один-два-три, то это не из-за желания сэкономить, видимо, лампы вышли из строя, а заменить их еще не успели.
СЛОВО АВТОРА
Неля Костяева, корреспондент «Томских новостей»:
– С жестким настроем УГИБДД трудно не согласиться, если проанализировать приоритеты городской власти. К примеру, как известно, покупка нового автомобиля для мэра Томска обошлась в 2 млн рублей, хотя и с предыдущей машины еще лоск не сошел. Или приобретение ЛиАЗов в лизинг для ТТУ – затраты на создание автобусного парка составили около 100 млн рублей, и при этом в 2010–2011 годах эти автобусы «привезли» около 140 млн убытков. Вот вам только на двух позициях порядка 240 млн рублей, которых, возможно, хватило бы, чтобы осветить чернильные ночи многих трасс и микрорайонов города.
2 ноября забрав ребенка из школы в 6 часов вечера поехала домой в Тимирязево. Проехав Лукойловскую заправку( там хоть какое то освещение, дальше темень кромешная) , вдруг в нескольких метрах в свете фар я увидела прямо перед машиной шедшего мужчину посередине проезжей части.Не знаю кого благодарить то ли бога то ли удачу, я успела отвернуть выехав на встречную. Счастье, что на встречной ни кого не было. Слышала как машины ехавшие за мной начали сигналить. Я от шока два дня отходила.
Сегодня узнала что мужчину сбил какой то водитель.Может быть ему нужны свидетели что мужчина действительно шел прямо посередине проезжей части видимо был пьяный.