В понедельник в Томском государственном университете прошло совещание, касающееся работы Высшей аттестационной комиссии (ВАК) и диссертационных советов при вузах и других научных организациях. В Томск съехались председатели диссертационных советов Сибирского и Уральского федеральных округов. О грядущих изменениях и причинах этих изменений рассказывали главный ученый секретарь ВАК Николай Аристер и начальник отдела организационно-методической и аналитической работы департамента подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки РФ Григорий Фомин.
Подобные крупномасштабные совещания проводились в каждом из федеральных округов страны. ТГУ стал местом проведения конференции сразу для двух округов, даже несмотря на морозы и географические неудобства: представителям Урала пришлось добираться в Томск через Москву.
– Для нашего университета стало хорошей традицией принимать работников ВАК, – объясняет такой выбор Минобрнауки ученый секретарь ТГУ Наталья Бурова. – Видимо, они прониклись к нам доверием, потому что наши диссертационные советы работают интенсивно и без нареканий, а научные школы ТГУ, да и сам вуз, имеют высокий статус в университетском сообществе.
Однако в целом по стране претензий к диссертационным советам у представителей ВАК накопилось немало. Впрочем, говоря о проблемах и недостатках в системе государственной аттестации, Николай Аристер постоянно употреблял местоимение «мы».
– Создается впечатление, что, извините, за деньги доктором наук может стать любой человек, – объяснял главный ученый секретарь ВАК. – Темы диссертаций очень часто не соответствуют рассматриваемым дисциплинам, а сами работы не дотягивают до нужного уровня. Вы только задумайтесь, что мы делаем? Аттестуем всех, кто приходит защищаться. Больше всего в последнее время появляется кандидатов и докторов медицинских наук, а ведь это здоровье, это жизнь человека, все ли они действительно достойны получить столь высокую степень?
Николай Аристер пояснил то, «как мы до этого дошли», показательной статистикой. В 1977 году количество отклоненных диссоветами докторских и кандидатских работ составляло почти 3 тыс., или 14%. За 2011 год была отклонена всего 51 работа, то есть меньше десятой доли процента.
В 1987 году в СССР было 5 070 организаций, выполняющих исследования, сейчас в России таковых около 3,5 тыс. В то же время количество кандидатских защит на территории страны увеличилось почти на треть, а докторских – даже на две трети. По данным ВАК, активно участвуют в научной деятельности после защиты только 7–8%.
Все это было озвучено для обоснования поручения Правительства РФ сократить в ближайшие годы число диссертационных советов в два раза. В России действует более 3 тыс. советов, а должно остаться около 1 500–1 600. Итогом томского совещания стало создание двух рабочих групп (по одной на каждый федеральный округ), которые займутся вопросами оптимизации системы государственной аттестации. В СФО такую группу представители ВАК предложили возглавить ректору ТГУ Георгию Майеру. На ближайшее время запланированы его встречи с председателем совета ректоров СФО, ректором НГТУ Николаем Пустовым, а также с председателем Сибирского отделения Российской академии наук Александром Асеевым. После этого будет сформирован состав рабочей группы, которая со временем выработает программу оптимизации. В Сибири действуют более 300 диссертационных советов, примерно половина из них, как и в целом по России, будет закрыта. Впрочем, возможно, чуть меньше, учитывая хорошие показатели СФО на фоне других округов.
Наверное, оптимизация системы диссертационных советов и правда нужна, потому что уровень некоторых кандидатских и докторских работ оставляет желать лучшего. Но в ТГУ уже более 10 лет число защит держится на одном уровне. В год защищается примерно 20 докторов и 120 кандидатов наук. С одной стороны, что бы мы ни делали, мы никак не можем увеличить эти показатели, с другой – подобная стабильность говорит о качестве. Оптимизация же проводится именно для того, чтобы повысить качество диссертационных работ. На мой взгляд, у нас с этим все нормально, но для России проблема очевидна: докторов и кандидатов наук появляется слишком много.
Георгий МАЙЕР, ректор ТГУ