Елена Реутова
Когда обрывается чья-то жизнь, начинается их работа: похоронные службы, изготовители атрибутики и другие специалисты помогают людям достойно проводить близких. По причине того, что эта тема переплетается с вещами скорбными, всуе о ней говорить не принято. Однако похоронное дело – это огромный пласт деятельности, имеющий и свои проблемы. Первый шаг к решению одной из них – образованию специалистов, работающих в этой сфере, – сделали в Томске.
Открытие негосударственного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Сибирский межрегиональный учебно-методический центр» стало для представителей ритуальной сферы значимым событием. На него съехались участники из Сибири, с Урала и даже из Подмосковья. Три дня они проходили обучение на первом семинаре образовательного центра. Такой интерес не случаен.
– Сфера похоронного дела, включая ритуальные услуги, относится к области социально значимых услуг, и отсутствие должного федерального регулирования в последние десятилетия оказало негативное воздействие на качество обслуживания населения, – отмечает Константин Чубенко, начальник департамента потребительского рынка администрации Томской области.
Первым шагом государства, направленным на изменение этой ситуации, стало введение с июня 2015 года профессиональных стандартов для работников ритуальной сферы. Но, для того чтобы специалисты соответствовали принятым стандартам, их необходимо обучать. Тут-то и выявляется главная проблема: сегодня полноценное образование по этому направлению можно получить лишь в Российском государственном университете туризма и сервиса в Москве. Для нашей огромной страны этого явно недостаточно. Сегодня начинают открываться учебные центры в регионах, и Томск стал одним из первых городов, где специалисты ритуальной сферы смогут пройти повышение квалификации на базе полноценного образовательного учреждения.
– Первый пробный семинар мы провели еще два года назад, – рассказывает организатор образовательного центра в Томске генеральный директор ООО «Салон обрядовых услуг» и автор «Настольной книги похоронного директора» Елена Черинко. – Уже тогда стало ясно, что это крайне востребовано. После семинара на выставках в Москве ко мне подходили коллеги, которые были наслышаны о нем. Тогда и появилась идея создания образовательного центра, который бы работал на постоянной основе. Сегодня стартовал лишь первый обучающий семинар. Но мы планируем прописать годовую программу подобных мероприятий, чтобы наши коллеги могли заранее планировать участие. Кроме лекционных занятий, тренингов и круглых столов будут подготовлены раздаточный материал и литература, чтобы люди могли не только увезти багаж знаний в голове, но и взять с собой памятки, к которым можно обращаться по мере необходимости.
Палитра тем, которые были подняты на первом семинаре, четко обозначила ряд проблем, с которыми сталкиваются сегодня работники похоронной сферы. Это и обсуждение проекта нового закона, который предусматривает возвращение лицензирования предприятий, работающих в сфере ритуальных услуг, и вопросы этики рекламы похоронного бизнеса. Не менее важным оказался психологический тренинг «Отдавая душу, не сгореть самому». Третий день семинара полностью был посвящен бизнес-тренингу, на котором ведущий попытался показать достоинства и недостатки предприятий.
Большое значение организаторы отводят и формату круглых столов с привлечением экспертов. По мнению многих участников, это уникальная возможность обменяться опытом и найти ответы на многие острые вопросы непростого вида деятельности.
– В первую очередь, я практик, директор предприятия и, как никто другой, знаю проблемы ритуального предприятия и могу вывести их на рынок обучения, – рассказывает Елена Дмитриевна. – В свое время я получила второе профессиональное образование «Управление ритуальными услугами» в РГУСиТ. Сегодня мы совместно с этим университетом работаем над созданием необходимой литературы, над совместными курсами и вот – открыли образовательный центр. Не на один день и не на один год. Мы планируем, что мы будем работать долго и плодотворно. Планов много. Это и собственный сайт, на котором можно будет помимо информационной рассылки, которую мы сейчас практикуем, получить всю интересующую информацию об образовательных программах. Также я надеюсь на понимание и помощь со стороны областной и городской администраций. Если у нас появится собственное помещение, нам не придется искать залов для семинаров. Кроме того, это позволит создать общественную приемную, на базе которой мы сможем консультировать коллег, оказывать юридическую и психологическую помощь. Это же очень важно: психология горя и консультирование работников ритуальной сферы по этому вопросу.
Сфера ритуальных услуг долгое время оставалась без внимания со стороны государства. Но сегодня ситуация начинает меняться. И для того чтобы соответствовать новым высоким стандартам, нужен новый подход, новые знания, повышение квалификации. Рано или поздно работать по новым правилам придется всем.
мнения
Константин Чубенко, начальник департамента потребительского рынка администрации Томской области:
– Актуальность и значимость события, связанного с созданием образовательного центра в сфере похоронного бизнеса в нашем регионе, очевидна. В свете подготовленных изменений, представленных в законопроекте «О похоронном деле в Российской Федерации», одним из обязательных условий для получения лицензии для работы в данной отрасли является наличие у соискателя профессионального образования. В настоящее время в нашей стране отмечается нехватка образовательных учреждений данного профиля, и создание учреждения дополнительного профессионального образования «Сибирский межрегиональный учебно-методический центр» в городе Томске – это хорошая возможность для наших предпринимателей, работающих в данной сфере, эффективно использовать свое время и средства для получения необходимых знаний, подтвержденных документами государственного образца.
Павел Уланов, кандидат экономических наук, руководитель программ подготовки кадров для похоронных служб РГУТиС, руководитель аппарата президента Союза похоронных организаций и крематориев:
– Образовательная система в нашей отрасли начала складываться в 1997 году. Тогда был открыт образовательный центр при нашем университете. Программы приходилось писать без опоры на единый квалификационный справочник, поскольку многих реальных специальностей там просто не было. Тема оказалась крайне востребованной. Уже тогда готовилось много предложений с точки зрения развития кадрового потенциала, но, к сожалению, этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы.
Сегодня в сфере ритуальных услуг грядут изменения. В этом году принят профессиональный стандарт, активно обсуждается законопроект (старый закон, который был принят в далеком 1996 году, себя изжил). А значит, место образования в нашем непростом деле становится еще более высоким.
Елена Гарус, президент некоммерческого партнерства «Региональная ассоциация содействия развитию похоронной отрасли Сибири и Дальнего Востока»:
– Законодательство сегодня значительно отстает от темпов развития ритуальной сферы. Так, до сих пор не узаконено предпринимательство на рынке похоронных услуг, хотя давно сложилась ситуация, что частных компаний, работающих в этом направлении, больше, чем специализированных государственных служб. Тем более важно, чтобы мы в своей деятельности руководствовались не только действующим законодательством, но и теми новыми прогрессивными методами работы, которые уже есть в других странах, других регионах. Круглые столы, которые проводятся в рамках обучающих программ, собирают коллег на одной площадке, где они могут высказывать свое мнение, обмениваться информацией, знакомиться. Здесь же можно получать новые знания по разным аспектам деятельности.
Открывшийся в Томске образовательный центр – крайне своевременен. Он очень нужен и важен для города, области и региона, поскольку дает возможность проходить обучение здесь, а не летать для этого в столицу. Замечательно, что появилась такая возможность.
Ольга Пичугина, главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Томской области:
– Открытие образовательного центра – очень важное мероприятие, поскольку оно определяет взаимодействие между различными органами и структурами, связанными с ритуальной сферой. Ни для кого не секрет, что этот бизнес очень жесткий. Мы нередко в своей работе сталкиваемся с тем, что, выходя на рынок, они не всегда действуют честно, зачастую устраивая друг другу провокации. Нам приходится с ними разбираться. Поэтому такое обучение играет очень важную роль: оно не только просвещает представителей этого бизнеса, но и находит пути взаимодействия между органами власти, бизнесом и различными структурами, которые задействованы в оказании услуг населению.
Виктор Черкатский, производственная фирма «Лития»:
– Обучение всегда актуально, особенно для ритуальной сферы. Эта отрасль не далеко зашла в своем развитии, так что требуется поднимать целый пласт вопросов. В первую очередь – тему качества обслуживания. Люди приходят к нам в тяжелом психологическом состоянии. Сотрудники должны обладать высоким уровнем профессионализма, чтобы успокоить человека, помочь определить, что ему действительно необходимо. Особенно это важно для новых предприятий, которые только выходят на рынок: многие оказываются к этому не готовы.
Отец Сергий, настоятель храма Александра Невского:
– Отношение к смерти и могиле человека имеет особое значение для православных и сопровождается определенными действиями, которые правильно должны быть организованы и входят в компетенции похоронной отрасли. Мы тесно взаимодействуем с предприятиями ритуальной сферы, пос