В Томской области началось возрождение добровольных народных дружин

IMG_8752

О добровольных народных дружинах (ДНД) сегодня мы вспоминаем разве что во время просмотра советских фильмов. Пожалуй, самый запоминающийся дружинник – Надя Клюева с фингалом под глазом. Героиня Ирины Муравьевой в «Самой обаятельной и привлекательной» во время вечернего дежурства в дружине вступает в схватку с грабителями. В других известных фильмах члены ДНД выступают чаще как комические герои. Между тем народные дружины на протяжении десятилетий эффективно помогали советской милиции охранять общественный порядок. 30 лет назад в СССР, к примеру, насчитывалось 282 тыс. дружин, в составе которых действовали 40 тыс. оперативных комсомольских отрядов, работало 50 тыс. пунктов охраны общественного порядка и 13 млн дружинников.

Россия решила вернуться к хорошо забытому старому и возродить ДНД. Государственная дума приняла соотвествующий закон, а власти на местах вместе с полицией начали формировать добровольные народные дружины. В Томской области сегодня действует пока только одна дружина (но какая!) – в Северске. В ней пять человек и еще семь выстроились в очередь.

Дружинники заступают на патрулирование улиц Северска вместе с полицейскими. Михаила Кулакова, служащего местной администрации, и Даниила Мельникова, специалиста одного из пищевых предприятий, в строю трудно отличить от сотрудников ДПС. На них надеты те же ярко-салатового цвета светоотражающие жилеты. Только внимательно приглядевшись, замечаем отсутствие погон, значков и надпись на спине «Добровольная народная дружина – ЗАТО Северск».

– Я стараюсь успокоить дебоширов, за девушку всегда заступлюсь, если кто обидит. Так воспитан, – говорит Даниил Мельников. – Мой отец не был дружинником, он в милиции служил. Про ДНД мало что помню, я же тогда ребенком был.

– В нашей семье тоже дружинников не было, я сам по себе неравнодушный человек, – смущенно улыбается Михаил Кулаков. – Не пройду мимо, если увижу что-то противозаконное.

В этот рейд дружинники выдвинулись вместе с начальником УМВД России по ЗАТО Северск Дмитрием Амелиным. Перед каникулами в городе усиливается охрана общественного порядка – самый главный полицейский закрытого города лично обходит центр и прилегающие улицы. Маршрут продуман заранее – от улицы Свердлова по Коммунистическому проспекту. Мимо детского и музыкального театров, мимо ледовых городков, где будут проходить новогодние и рождественские мероприятия.

– Проводим разведку на местности, чтобы заранее ­простроить маршруты патрулей, – шутит Амелин. – А если серьезно, тысячи человек соберутся на гулянья. Без выпивших такой праздник никак не обойдется. Тут наши дружинники и выручат – помогут горожанам в случае чего, патруль при необходимости вызовут.

– Это советские дружинники могли скрутить нарушителя и потащить в участок. Тогдашними законами это разрешалось. Сейчас, видя что-то противозаконное, сообщаем в полицию, – поясняет Михаил Кулаков.

Зачем же такие дружинники нужны, если они не могут скрутить в бараний рог плохого человека? Дмитрий Амелин поясняет: народные дружинники – это представители общественности, своеобразный народный конт­роль. Дружинники могут стать свидетелями происшествия или понятыми. Как и случилось в этом рейде. Возле ЦУМа был замечен мужчина, очень похожий на описанного в оперативной ориентировке. Ребята немедленно вызвали полицейский пат­руль.

– Сегодня совершено нападение на женщину, злоумышленник вырвал у нее сумочку с кошельком, сотовым телефоном и документами. Приметы нападавшего очень похожи на примете этого гражданина – рост 1 м 90 см, одет в черную куртку и шапку-ушанку, завязанную под подбородком, – поясняет Дмитрий Амелин.

Через пару минут экипаж ДПС задержал мужчину. При нем оказался сотовый телефон той же модели, что был похищен у северчанки. До выяснения обстоятельств подозрительный молодой человек задержан полицейскими.

За действом наблюдают зеваки. Самым любопытным оказывается пенсионер Юрий Черданцев. Узнав, что на улицы Северска после долгого перерыва вышли дружинники, Юрий Васильевич обрадовался. Еще бы: он член ДНД со стажем, состоял в рядах общественного движения аж с 1962 года!

– Я тогда жил в Ангарске, после восьмилетки пошел работать и сразу в ДНД попал. Как сейчас помню, писал заявление: «Прошу принять меня в члены народной добровольной дружины». Дежурил без малого два десятка лет. У меня значок и даже красная повязка на рукав сохранились! Шел в рейды по зову сердца, денег нам за это не давали. Как говорит нынешняя молодежь, бонусом было уважение земляков к нам. Бонусом были и три дня к отпуску, – вспоминает Юрий Черданцев. – Я обеими руками поддерживаю возврат ДНД.

Нынешних дружинников власти обещают поощрять десятью днями к отпуску. Но массовых вступлений в ДНД пока не наблюдается. Дружины в Томской области только-только формируются.

IMG_8815

IMG_8768

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − шестнадцать =