Жители села Лисица в Верхнекетском районе обнаружили останки древних млекопитающих

Останки древних животных нашли жители села Лисица Верхнекетского района. Как говорят специалисты, речь идет о костях как минимум двух разных видов, обитавших 10–12 тыс. лет назад: мамонта и, возможно, бизона. Сюрприз преподнесла река Кеть, уровень воды в которой по причине засушливого лета сильно упал. Прогуливаясь по береговой линии, местные и наткнулись на загадочные останки…

«Мамонт что ли?»

– Дело было у пристани Сегондино, рядом с которой уже лет 50 никто не живет, но которая все еще действует: сюда приходит катер из Белого Яра, – рассказывает житель села Лисица Владимир Свечников. – Мы ждали родственников, разглядывали реку. Сын Андрей пошел прогуляться по мели, как вдруг наступил на какой-то бугорок. Почувствовав, что под слоем глины что-то есть, решил посмотреть, что это. Думали, камень или какая-нибудь железяка – чего только в реке нет. Начали промывать – а это вроде челюсть, но огромная, со сточенными зубами. «Мамонт что ли?» – подумал. Я был в палеонтологическом музее и помню, как выглядят скелеты этих животных…

Тщательно обследовав пространство вокруг места находки, Свечниковы нашли и вторую часть челюсти. Промыв находки в Кети, принесли трофеи домой. В деревне Владимир и Андрей показали кости местному специалисту – студенту историко-филологического факультета ТГПУ Руслану Терекову, который проводит каникулы в сельском доме. Руслан предположения Свечниковых о том, чьи именно останки найдены, лишь подкрепил.

– Сын хотел кости лаком покрыть, чтобы дом украшали, – рассказывает Владимир. – Я отговорил: Руслану мамонта отдали – в университет отвезет, пусть специалисты изучают.

Как оказалось, это не единственная находка древней фауны у пристани Сегондино.

– В июле бивень древнего млекопитающего нашел катерист – при швартовке судна увидел в воде какой-то штырь, железный, как ему показалось, – говорит Руслан Тереков. – А в 1950-е в этом районе археологи вели раскопки: в ТГПУ есть журнал, где этот факт задокументирован. Значит, здесь было что искать.

Эксперт посмотрел фото

Руслан Тереков находки односельчан сфотографировал. А еще съездил на место, где обнаружил и тоже запечатлел множество мелких костных фрагментов и более крупные кости, которые лежат в обнажившейся из-за обмеления толще грунта. От последних находок селяне, да и сам Руслан, отмахнулись, полагая, что это современное захоронение – полвека назад у пристани стояла деревня. Эксперт-палеонтолог Сергей Лещинский, которому «ТВ» показал присланные Терековым фото, с этим не согласился:

– Речь идет о двух совершенно разных находках. Обе представляют интерес, но особенно те останки, которые остались в грунте. Исторический слой не тронут, и есть реальная возможность получить уникальную информацию, реконструировать события. Чей это скелет, вопрос интересный: на фото разный костный материал, но я вижу 6–7 грудных позвонков лошади или даже бизона, которые, вероятно, пролежали в земле 10–12 тыс. лет. Что касается второй находки, то предположение местных жителей верно: это останки мамонта – зуб верхней челюсти, хорошо видна его жевательная поверхность. Кость, похоже, деформирована, возможно, вследствие болезни. По зубу крайне сложно сказать, к какому виду относился мамонт и сколько его останки пролежали в земле, но есть методика, позволяющая узнать это наверняка. Мамонты вымерли как минимум 10 тыс. лет назад, останки более позднего периода пока не обнаруживали. Если окажется, что особь, зуб которой сохранился на дне Кети, обитала, к примеру, 7 тыс. лет назад, то новость из разряда просто интересной превратится в сенсационную.

Лето сюрпризов

По словам Лещинского, если для обывателей находка останков древней фауны – в любом случае сенсация, то для специалистов это не более чем рутина. Особенно нынешним засушливым летом, когда вода во всех реках региона спала, шансы найти исторический след и кости животных с тысячелетним прошлым довольно высоки.

– К примеру, на Оби отдыхающие обнаруживают разного размера кости мамонтов каждый месяц, – поясняет Лещинский. – Согласно закону, подобные находки – государственная собственность, но граждане редко приносят их в музеи (не чаще, чем раз в год), оставляя их себе. Но любой подобный дар специалисты, конечно, примут – как в палеонтологическом музее ТГУ, так и в «Сибирском палеонтологическом центре». Это сейчас зуб, найденный в Кети, не представляет для науки большого интереса, но кто знает, что будет через 20 лет?

Через «Томский вестник» Сергей Лещинский обращается к жителям Лисицы с просьбой сберечь обнаруженное захоронение. Если участок подмывается и есть риск, что кости могут уйти под воду, палеонтолог просит аккуратно собрать останки. «У нас должна быть возможность поработать с этим материалом, но отправиться в экспедицию прямо сейчас мы не можем – на днях выезжаем в Бакчарский район», – говорит Лещинский.

Палеонтолог Сергей Лещинский предполагает, что эти останки принадлежат либо лошади, либо бизону, и пролежали они в земле 10–12 тыс. лет
Палеонтолог Сергей Лещинский предполагает, что эти останки принадлежат либо лошади, либо бизону, и пролежали они в земле 10–12 тыс. лет
По словам Руслана Терекова, вес этой кости почти 5 кг, длина около полуметра, ширина в две ладони. Чтобы довезти находки до Томска, Терекову придется потрудиться: от деревни Лисица до пристани Сегондино нужно добираться на автобусе, затем до Белого Яра – три часа по воде, и от райцентра Верхнекетского района до Томска еще 6 часов на поезде
По словам Руслана Терекова, вес этой кости почти 5 кг, длина около полуметра, ширина в две ладони. Чтобы довезти находки до Томска, Терекову придется потрудиться: от деревни Лисица до пристани Сегондино нужно добираться на автобусе, затем до Белого Яра – три часа по воде, и от райцентра Верхнекетского района до Томска еще 6 часов на поезде

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − 8 =