На взлетной полосе аэродрома красуются два тяжеловесных Ил-76, по соседству – маневренные Бе-200. Самолеты, привлеченные в Томскую область для тушения лесных пожаров, готовятся к полету. Рядом хлопочут техники и бортоператоры. Все специалисты – профессионалы своего дела: не раз противостояли стихии не только в разных регионах России, но и за рубежом.
– Сейчас заполним «дудуки», – похлопывает цистерны на борту Ил-76 Владимир Васильев, бортоператор аэродрома Раменское, – и опять в тайгу.
Емкости занимают весь борт: каждая вмещает 21 тонну воды. Чтобы заполнить цистерны, уходит 10 минут, на сброс – 7 секунд.
– Абсолютный рекорд по скорости заполнения емкостей принадлежит Волгограду, где несколько лет назад мы тушили пожар на нефтеперерабатывающем заводе. Чтобы отстоять город (к нему подступал едкий дым), работать приходилось в диком темпе. В день делали по 17–20 вылетов, а емкости заполняли водой за 6 минут 30 секунд, но под таким атмосферным давлением, что самолет гудел, – вспоминает бортоператор Михаил Ярошенко.
В нашем регионе Ил-76 делает не более 4 рейсов в сутки, но не потому, что больше нет потребности: у нас другие расстояния. И обстановка тоже особая.
– Томской области нынче действительно досталось: полный штиль, в итоге сильнейшая задымленность, на высоте 100 м работать вообще невозможно, того и гляди, впишешься в антенну операторов сотовой связи. Вроде безлюдная, непроходимая тайга, но антенны есть везде, – отмечает Васильев. – И масштабы бедствия печальные. К примеру, когда мы работали в Греции, тоже горело сильно, но там нет такого богатого леса, как в Томской области. Сейчас – сплошные головешки и проплешины: больше выжженного, чем нетронутого.
Впрочем, по словам Васильева, ситуация в Кемеровской области еще сложнее: у нас горит тайга, а там – торфяники, с ними бороться еще труднее, поскольку они продолжают тлеть и при влажности в 75%. И им авиация как слону дробина…
За последние две недели пилоты выполнили почти 100 вылетов. На тайгу вылито более 5 тыс. тонн воды.
Ил готовится к взлету. Кстати, эта модель самолета – трансформер: цистерны можно убрать, и тогда борт используется как грузовое судно
«Томской области нынче действительно досталось: полный штиль, в итоге сильнейшая задымленность, на высоте 100 м работать вообще невозможно, того и гляди, впишешься в антенну операторов сотовой связи», – говорит Владимир Васильев, бортоператор аэродрома Раменское
ФОТО: РУБИН ГАЙНУТДИНОВ