Встать на крыло

«Сыны Отечества» активно занимаются беспилотниками

События последних лет показали, что беспилотники из летающих игрушек давно превратились в перспективные аппараты, готовые выполнять вполне серьезные задачи. И дело не только в задачах СВО. Сегодня БПЛА востребованы и во вполне гражданских отраслях: в нефтепроводной и газопроводной сферах. В лесном хозяйстве. При перевозке коммерческих грузов и много где еще. Вот только обучение операторов, управляющих летающими дронами, к сожалению, сегодня еще не налажено в нужном объеме. В Томске это направление в числе прочих развивает спортивно-патриотическая общественная организация «Сыны Отечества».

Дроны есть. Управлять ими некому

По словам инструктора по беспилотным системам «Сынов Отечества» Григория Крюкова, беспилотниками в этой спортивно-патриотической общественной организации начали активно заниматься с началом СВО.

– Наш проект стартовал с того, что мы на пожертвования жителей села Мельниково в инициативном порядке собрали разведывательный дрон, обошедшийся в 178 тысяч рублей. Затем в 2023 году отправились с ним на фронт в Луганскую Народную республику, где работали в двух подразделениях, – вспоминает Крюков. – Там, на месте боев, и столкнулись с тем, что передать дрон защитникам Отечества оказалось мало. Выяснилось – нет операторов, умеющих с ним обращаться. Обычными «игрушечными» дронами еще кто-то как-то мог управлять, а нашим серьезным беспилотником – нет. В срочном порядке прямо там, на месте пришлось организовывать обучение. Но это была, скажем так, пожарная мера. Стало понятно, что такое обучение операторов БПЛА (беспилотные летательные аппараты) нужно выстраивать заранее на регулярной основе. Этим мы и занялись, когда прибыли обратно в Томск. Создали Центр подготовки управлением беспилотными системами. Собрали несколько групп желающих стать операторами БПЛА и начали их обучение.

Сейчас в рамках деятельности «Сынов Отечества» идет активная работа с будущими операторами БПЛА. Важная деталь, будущие операторы, среди которых и те, кто никак не связан с СВО, не просто учатся управлять летающими беспилотниками, но и получают знания о том, как, в случае чего, их отремонтировать, внести какие-то коррективы в управление. Кстати, хорошо управлять дронами, по мнению Крюкова, могут лишь 20% от общего числа желающих. У многих не развита мелкая моторика рук. Есть проблемы со зрением, вестибулярным аппаратом. Не все выдерживают психологическую нагрузку. Попробуй находиться в специальном виртуальном шлеме несколько часов. Так что не так это все просто, как кажется на первый взгляд.

Шашечки или ехать?

Что касается Центра подготовки управлением беспилотными системами «Сынов Отечества», то он используется еще и как сборочная площадка по производству дронов для фронта.

– Говоря простым языком, – отмечает Григорий Крюков, – дроны в Центре подготовки мы с коллегами строим сами, собирая их из разных комплектующих. Причем именно в той конфигурации, в которой нам нужно. Какие-то элементы изготавливаем собственноручно, но основные комплектующие, используем, конечно, китайские. В основном это электроника. Хотя прошивка в них – наша.

Сборка дронов – дело очень перспективное. Потребность в подобных аппаратах на фронте сегодня огромна. Пока наша промышленность не насытила ими войска в нужной мере.

– К сожалению, здесь присутствует множество бюрократических моментов, – сетует Григорий. – Когда мы – «Сыны Отечества», волонтеры, передаем собранные нами дроны в войска, то не требуем жесткого отчета об их применении. Нам бумажная волокита не нужна. Наша цель – с помощью этих БПЛА сберечь жизни бойцов, которые важнее любых дронов. А если они официально передаются по линии, например, Министерства обороны, то там за каждый дрон нужно отчитаться. Каждый аппарат, прежде чем попасть на передовую, проходит массу инстанций, согласований, лицензирование и так далее. И это создает множество проблем. Серьезно возрастает и стоимость БПЛА. Как тут не вспомнить старую присказку «Вам шашечки или ехать?»

Раскрывая специфику беспилотной авиации на фронте, Григорий Крюков поясняет, что средняя эффективность применения БПЛА в боевых условиях – около 60%. Получается, 40% улетают в никуда. По большому счету, дроны, война которых сегодня идет в полую силу – это расходный материал. Это как патроны, которых никогда не бывает много. По своему назначению они бывают разными. Серьезно отличается и цена. Например, средняя стоимость одноразового дрона-камикадзе, собираемого томичами, к которому присоединяется боеприпас и далее он используется для прямого уничтожения противника – 40-50 тысяч рублей. И это дневной дрон. А есть еще и ночные «камикадзе». Там разговор уже идет от 100 тысячах рублей. Дроны-разведчики стоят еще больше. Именно дроны-камикадзе сейчас в основном и собирают томские «Сыны Отечества».

Ругаем Китай, а что делать?

– Беспилотной тематикой я увлекаюсь порядка семи лет, – рассказал инженер-разработчик БПЛА Центра подготовки управлением БПЛС «Сынов Отечества» Игорь Сидорин. – Еще в школе участвовал во многих соревнованиях, касающихся робототехники, программирования. Так что это мое. Когда узнал, что в рамках организации «Сыны Отечества» создается такой Центр, связался с его руководителями. Меня с удовольствием взяли. Сейчас непосредственно занимаюсь сборкой дронов. Сложность в том, что мы имеем дело с китайскими комплектующими, качество которых, увы, непредсказуемо. Брак составляет 10-15%. Приходится самому все перепроверять, а часто и переделывать. Вопреки расхожему мнению отмечу, не стоит думать, что в России ничего не производится. В принципе, можно купить российский электродвигатель для дрона, но, к сожалению, стоить он будет дороже китайского и качество его хуже. Делают у нас в стране и необходимые нам карбоновые элементы. Но вырезаны они будут криво, косо. Потому что нет нормальных фрезерных станков. Да и инженеров, которые проектируют эти элементы – тоже.

А что думают курсанты, обучающиеся в Центре?

– Я собираюсь идти добровольцем на СВО, – рассказал будущий боец с позывным «Лака». Хочу защищать Родину не просто с автоматом в руках, но и применяя знания в современных отраслях военной науки. Сейчас беспилотная отрасль активно развивается. Дроны – техника будущего, позволяющая не вступать в непосредственный огневой контакт, тем самым экономить человеческий ресурс. Не секрет, что современная война – война технологий. Нужно быть к ней готовым. Потому, когда узнал, что у «Сынов Отечества» есть такой Центр – решил пройти обучение, чем сейчас активно занимаюсь. Занятия мне нравятся. Подкупает то, что здесь не просто готовят операторов, которые смогут управлять дронами. Инструкторы еще и объясняют, как они устроены. Как можно их починить и многое другое.

И потом помчимся

– Я тоже планирую пойти добровольцем в зону СВО, – поясняет другой курсант по имени Сергей с позывным «Лис», – поэтому решил, что нужно получить профессию оператора БПЛА. Для меня этот шаг – расширение моих профессиональных возможностей. Хочу быть наиболее эффективным на поле боя. Ведь стать обычным стрелком может почти каждый. А вот чтобы управлять дроном – нужно серьезно готовиться. Здесь нам преподают не только управление и сборку дронов, но и то, как с ними бороться, что очень важно.

Своих коллег-курсантов поддерживает другой обучающийся Андрей Осипов. На курсы пришел потому, что понимает – беспилотники – это очень перспективная отрасль, за которой будущее.

– Благодаря инструкторам очень увлекся беспилотниками, – отмечает Андрей. – Объясняют все просто, доходчиво. Жаль только, что какой-то серьезной поддержки от государства они не получают. У них нет государственной зарплаты. По большому счету все держится на энтузиазме. Ребята хотят познакомить как можно большее количество томичей с новой отраслью. Вообще, мне кажется, в нашей стране упущена тема беспилотников и всерьез начали ею заниматься только с началом СВО, когда использование их стало массовым. Вдумайтесь, в российской армии пока даже нет такой военно-учетной специальности – «оператор дрона». С другой стороны, как известно, русские долго запрягают, зато потом быстро мчат. Надеюсь, наверстаем упущенное. Я сам пока не связан с СВО, но в будущем, вполне возможно, армейскую форму надену. Поэтому хочу быть во всеоружии.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + один =