«Вторая Баранова растёт»

Настя

Корреспондент «ТН» и немецкий журналист увидели в юной лыжнице Насте Кирилловой будущую олимпийскую чемпионку

Мы стоим с Маркусом Бенсманом перед девятиэтажкой в поселке Светлом, где живет лыжница Настя Кириллова. Глазу не за что зацепиться: во дворе трансформаторная будка да железные турники, кругом такие же типовые белые девятиэтажки, разбавленные ларьками. «Представляешь, какой силой воли надо обладать, чтобы выбиться из этого однообразия и тоски», – говорю Маркусу. «А может, именно это и помогает – желание поскорее отсюда выбраться», – отвечает. В преддверии Игр в Сочи он пишет о спортивной жизни в российской провинции для швейцарской газеты «Зонтаг». Мы помогли ему найти героиню – 17-летнюю Настю, воспитанницу Светленской ДЮСШ и Центра олимпийской подготовки Натальи Барановой. Про нее говорят: «Вторая Баранова растет».

Разрушитель стереотипов

Когда Настя открывает дверь, мы на мгновение потрясены. Ожидали увидеть этакую прилежную девочку, тихую, с косичками – в общем, спортсменку-комсомолку-красавицу. Настя – другая: длинная челка, выстриженные виски, джинсы-«бойфренды»… Зато у нее стандартный для спортивной звездочки красный уголок: в спальне стоит отдельный стенд с кубками и медалями.

– Когда вы начинали? – спрашивает Маркус, с интересом взирая на эту внушительную коллекцию.

– В первом классе. Семь лет тогда было.

Талант в первоклашке разглядела учительница физкультуры Нина Смакотина. Она вела уроки в Настиной школе, 22-й, и одновременно работала тренером в Светленской ДЮСШ, ибо сама мастер спорта по лыжным гонкам. По ее рекомендации девочка записалась в секцию. Удивляла всех вокруг: по технике не отставала от ребят, которые занимались не первый год. Вот что значит: дано! Вскоре ее маме Татьяне пришлось устроиться на пять работ, чтобы обеспечить ребенку спортивное будущее.

мама-и-Настя
«Я долго вытягивала из Насти, какая у нее цель в спорте, – рассказывает мама, Татьяна Васильевна. – И вот, когда ей было лет 14, на семейном празднике кто-то пошутил о ее замужестве. И Настя выдала: «Я не выйду замуж, пока не выиграю Олимпийские игры!»
Сейчас Настя – самая перспективная и результативная лыжница Томской области. По возрасту она еще не попадает в основной состав национальной сборной, но в 2012 году по личному распоряжению президента Федерации лыжных гонок России Елены Вяльбе ее экипировали от сборной – в виде исключения

Героизм одной мамы

Татьяна Васильевна работала медсестрой в светленской больнице, дочку и старшего сына воспитывала одна. Между тем Настя начала добиваться успехов: вы-игрывала сначала поселковые, потом городские и областные соревнования. Чтобы расти дальше, надо было ездить на сборы и старты в другие регионы, и, увы, эти расходы ложились на плечи родителей.

– Если бы не мама… – голос Насти дрожит. – Она что-то увидела во мне. Три года работала на пяти работах в своей больнице: и полы мыла, и сторожем была, и медсестрой, и еще кем-то. Сами с братом на бобах сидели, зато я ездила на сборы. Потом, когда появились результаты, меня начал спонсировать центр Барановой. Но если бы не мама, ничего бы не было.

– Зачем вы это делали? – Маркус явно удивлен примером маминого героизма.

– Для дочери, – отвечает Татьяна Васильевна. – Я не хотела обязательно вырастить из нее чемпионку. Просто тренеры видели в ней талант, а раз он есть, нужно помогать.

Настя развеселилась:

– На самом деле мама на мне отыгрывается. В юности она серьезно занималась баскетболом, хотела поступать в спортивную школу. Но моя бабушка ей категорически запретила.

 Футбол vs лыжи

Пару лет назад карьера лыжницы Кирилловой была поставлена под угрозу.

– Настя хотела уйти в футбол, потому что дар футболистки у нее тоже есть, ее даже хотели показать московскому тренеру, – рассказывает Татьяна Васильевна. – Мы месяца два-три воевали всем коллективом: и тренеры, и я… Отстояли!

– Мама говорила, что из дома меня выгонит, если я брошу лыжи: столько, мол, сил и средств в это вложено, – улыбается Настя. – А дело было так. Я любила гонять мячик, на равных играла с ребятами. Однажды меня увидела девочка-футболистка из Томска и пригласила на тренировку своей команды – женской сборной СибГМУ. Их тренер сказал, что я играю лучше всех его девчонок! И я начала выступать с ними. Мы выиграли зимний турнир ТВ-2, студенческий Кубок Сибири…

В лыжной спортшколе об этой страсти не знали. Прокол случился на очередном турнире: Настину команду показали по телевизору, тренер (а Настя тогда перешла к известному светленскому специалисту Виктору Парфиненко) увидел этот сюжет…

– На следующую тренировку прихожу – он молчит, – вспоминает Настя. – Но дает мне очень тяжелую нагрузку: сначала бегу 10 км, потом – жутко тяжелая силовая тренировка. А все остальные в это время играют… Я поняла, почему Виктор Федорович это сделал. Он был прав: футбол мешал лыжам, не получалось выкладываться и там, и там.

 «За сутки не выздоровеешь – поедешь домой»

Тренер у Насти суровый. Например, в ноябре девушка была на очередных сборах в Хакасии. Вдруг звонок маме: «Мамочка, миленькая, разреши мне бросить лыжи, больше не могу!»

– Она сильно заболела, температура почти 39, – начинает рассказывать Татьяна Васильевна. – И Виктор Федорович ее наругал: мол, халатно относишься к своему здоровью, ходишь в кроссовочках, без шапки…

– Мам, не надо, я сейчас разрыдаюсь, – Насте об этом явно тяжело вспоминать, и она выбегает из комнаты, где мы беседуем, чтобы не плакать при посторонних.

– В общем, Виктор Федорович сказал, что, если за сутки не выздоровеет, домой поедет, – продолжает мама. – Тогда и был этот звонок. Но Настя справилась с эмоциями и выздоровела. После сборов, в начале декабря, они поехали на всероссийские соревнования в Сыктывкар, где дочка выиграла спринт и выполнила норматив мастера спорта.

Виктор Парфиненко 27 лет назад переехал из Омска в Светлый. Вместе с супругой Еленой Аркадьевной воспитал нескольких мастеров спорта. Сейчас всерьез рассматривается возможность очередного переезда, скажем, в более представительные Тюмень или Ханты-Мансийск, откуда уже поступали предложения. Вырасти в Томске во всех отношениях сложнее: здесь нет специализированного училища олимпийского резерва, где спортсмены могли бы получить образование (мама Насти уже смирилась, что дочь окончит 11-й класс со справкой: из прошлого учебного года она училась лишь одну полную четверть). Здесь хуже и с финансированием, и со спортивной базой: в той же Светленской ДЮСШ даже туалета нет, удобства на улице. И, наконец, Томск – это слишком далеко от Москвы, и факт «географической дискриминации» отмечают во многих видах спорта. Так, Настя четыре года подряд выигрывает всероссийские соревнования в Сыктывкаре, как лучший молодой спринтер представляла Россию на юношеском европейском фестивале в 2013 году. Но в юниорскую сборную до сих пор не попала.

– В списках сборной, где перечислены кандидаты в основной состав, я есть, то есть глаз на меня все равно положили, – говорит Настя Кириллова. – Мне кажется, меня не приглашают в сборную отчасти и потому, что есть личная неприязнь. Потому что я вся такая… странная… короткая прическа… штаны… Мне уже и намекали на это… Но я не хочу быть как из инкубатора. Ради того чтобы кому-то угодить, внешность менять не собираюсь. Выход один: быть на голову сильнее всех соперников в моем возрасте.

 

Маркус Бенсман – собкор немецких и швейцарских газет по Центральной Азии, постоянно живет в Бишкеке. «Я не спортивный журналист: моя специализация – политические и военные кризисы. Делал репортажи из Андижана, был очевидцем революций в Киргизии… И вдруг получил от швейцарской газеты «Зонтаг» предложение съездить в Сибирь и написать о спортивной жизни в российской провинции. Это мне показалось интересным»
Маркус Бенсман – собкор немецких и швейцарских газет по Центральной Азии, постоянно живет в Бишкеке.
«Я не спортивный журналист: моя специализация – политические и военные кризисы. Делал репортажи из Андижана, был очевидцем революций в Киргизии… И вдруг получил от швейцарской газеты «Зонтаг» предложение съездить в Сибирь и написать о спортивной жизни в российской провинции. Это мне показалось интересным»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − четыре =