Без малого три пятилетки томичи не выбирали главу региона. Впрочем, и перед этим голосование было скорее формальностью – в соперниках у действовавшего руководителя области числились все больше «технические» кандидаты. Так что выросло уже два поколения, не знающих, что губернатора тоже можно выбирать. Но ажиотажа единый день голосования, 10 сентября, не вызвал. Явка избирателей оказалась скромной. Почему – предстоит ломать голову политологам. Кто-то, может, и диссертацию защитит. При первом приближении логику нащупать трудно.
Если мы такие умные, почему строем не ходим?
Можно винить плохую погоду – горожане предпочли сидеть в уютных квартирах. Было бы тепло – сказали бы, что уехали на пленэр. Можно – социальную апатию. И даже многую мудрость, в которой, как известно, много печали. Наблюдательная дама из Общественной палаты даже сравнила нас на этом основании с Москвой и Питером. Мол, мы такие же образованные, а потому ко всему относимся со скепсисом. Может, и такие же богатые? Это я к тому, что по явке где-то в конце списка, рядом с аутсайдером Томском, телепаются не только депрессивный Молчановский район, но и богатый газоносный Парабельский. При этом проблемный Бакчар и солнечный Тегульдет проголосовали ногами активнее других.
Нет, дело все-таки не в деньгах и не в избытке ума. И уж явно не в количестве пармских фиалок, просыпавшихся на конкретное муниципальное образование. Иначе как объяснить отрицательное лидерство Октябрьского района Томска? Ведь как раз на него свалилась большая часть счастья – и бассейн «Звездный», и первая постсоветская школа, и новые детсады… Получите самую низкую явку и самый высокий процент протестного голосования на самом многочисленном избирательном округе!
Может, люди действительно отвыкли приходить на избирательные участки не из-под палки и низкая явка если о чем и свидетельствует, то об отказе от административного ресурса? Вопросы, вопросы…
Битва престолов
Названные выше причины прозвучали из официальных источников. Если же судить по Интернету, пассивность избирателя объясняют именно отсутствием интриги. Мол, исход был предрешен. Не соглашусь. Очевидно, что по политическому весу никто из кандидатов и близко со Жвачкиным не стоял. Но и назвать их подставными язык не поворачивается. Не скажешь, конечно, что все кандидаты бились грудью до крови. Но как минимум Диденко шел на выборы всерьез. Если и не за победой, то с лихой надеждой: а вдруг? Вряд ли Жириновский действительно ставил перед ним задачу обойти человека, за которого агитировал Миллер, чье выдвижение одобрил лично Путин. Скорее всего, это работа на будущее, и цель была – обойти коммунистов. С такой задачей молодое дарование справилось.
Конечно, присутствие на выборах господина Федосеева, сошедшего с дистанции еще до начала состязаний, добавило бы сумасшедшинки в процесс. Но не уговаривать же его было остаться! Глава региона и ЕР и так помогали соперникам собирать подписи для преодоления муниципального фильтра. Диденко, кстати, на голубом глазу от этой поддержки открестился, чем вызвал бурю негодования у рядовых мундепов, поставивших свои подписи по просьбе сверху.
Действовал молодой политик дерзко, порой на грани фола. Видно, понимал соколенок, что судиться с ним претендент №1 не будет ни при каком раскладе: не царское это дело. Отсюда хамоватые перепевки Алексея популярных треков «Между нами тает лед» и «Вите надо выйти». Не говоря уже об откровенно популистской программе, явно рассчитанной не на высоколобую публику.
Эх, Томск, Томск… Именно областной центр с уникальным для провинциальной России процентом избирателей с высшим образованием дал и самый низкий процент голосов за действующего главу региона, и самый высокий – за ставленника ЛДПР. Только в Кировском районе за Жвачкина отдали голоса более половины пришедших на избирательные участки. Во всех остальных – меньше 50%. При этом за Диденко в Советском и Ленинском районах проголосовали до четверти активных избирателей, а в Октябрьском – без малого 28%. Умный город, ты сошел с ума?!
Любопытный факт: соседний Северск оказался гораздо более здравомыслящим. Несмотря на известную фамилию, Алексей Николаевич набрал в закрытом городе всего 10,61%, уступив не только местному доктору Ростовцеву, но и коммунистке Барышниковой.
Само по себе не удивительно: доктор свой, а КПРФ… «Почтовый» всегда тяготел к «красному поясу». Однако нынче Северск выдал результат, б
лизкий к среднему по области, а выстрелила КПРФ в Шегарке. Этот район оказался одним из двух (!) сельских, где врио главы региона набрал меньше 60%. Тоже ведь информация к размышлению. Как и аномально высокий процент проголосовавших за ЛДПР в Верхнекетском, Парабельском, Первомайском районах… Что-то неладно в датском королевстве?
Все хорошо, что хорошо кончается
Явка – это всего лишь явка, а победа – это Победа. Хоть оппозиция – истинная или мнимая – и подрастащила голоса у врио главы региона, все-таки победа Сергея Жвачкина вполне убедительна. Даже ближайший соперник не дотянул и до трети полученных лидером голосов. Это не 20 человек, решивших судьбу главы Верхнекетского района. Именно на столько пока еще действующего главу Геннадия Яткина обогнал самовыдвиженец (и его предшественник) Алексей Сидихин. За Сидихина проголосовали 40,56% избирателей (2000 человек), Яткин получил 40,15% голосов (1980 бюллетеней). Это можно назвать одним из курьезов нынешней избирательной кампании.
Она, кстати, была одной из самых массовых: кроме губернатора в Томской области выбирали трех глав районов, четыре районные думы, глав 34 сельских поселений, 110 сельских советов. В Каргасокском районе при относительно невысокой явке в 35% ожидаемо победил действующий глава Андрей Ащеулов. В Асиновском победу одержал Николай Данильчук, выдвинутый, как и Ащеулов, «Единой Россией». За него проголосовали 66,39% избирателей (6023 человека). Бывший глава района Александр Ханыгов в выборах участия не принимал.
Также прошли довыборы в Законодательную думу по Чулымскому округу. В них победил лесопромышленник Антон Начкебия, за него проголосовали 6322 избирателя. В Думе Томска добавилось сразу четверо депутатов, причем один (точнее, одна – Светлана Щенова) выиграл у прославившегося скандалом с японцами экс-депутата Степана Руденко 12 голосов. Также в гордуму пришли Юрий Боровиков, Максим Резников и Лариса Отмахова. Все – от ЕдРа.
Отшумело, отзвенело… На следующий год нас ждет куда как более громкая избирательная кампания – президентская. Именно под нее обкатывали в регионах новые избирательные технологии. Они, кстати, не подвели. Никаких мало-мальских серьезных нарушений зафиксировано не было, а обмануть QR-систему невозможно.