Руководитель миссионерского отдела Томской епархии Русской православной церкви Максим Степаненко разместил на интернет-сайте «К истине» свою статью под заголовком «Как много в Томске б…! У нас нет будущего…» В самой статье никаких точек нет, а есть это самое слово целиком. Ну, вы понимаете…
Мы направили в прокуратуру Томской области запрос с просьбой дать оценку действиям Степаненко, который в своей статье, в частности, пишет: «На сайте Томского отделения федеральной службы государственной статистики вышла новость: «Все больше женщин стали рожать детей, будучи не замужем. Среди всех новорожденных 2012 года 4 067 внебрачных детей – 28% от всех родившихся». Как много на Томской земле б…й! У нас нет будущего…» (конец цитаты). Как сообщила нам старший помощник прокурора по взаимодействию со СМИ Светлана Крымская, этот документ был переадресован в Роскомнадзор.
Редакция «ТН» предлагает вниманию читателей некоторые отклики на статью г-на Степаненко.
Наталья Барышникова, мать двоих детей: Не ему судить
— Господин Максим Степаненко своими откровенно хамскими высказываниями оскорбил меня и бросил тень на многих других женщин. Лично у меня двое детей. Так сложилась жизнь, что я воспитываю их одна и надеюсь, что моим дочке и сыну хватает любви, заботы и тепла.
Не ему судить о той ситуации, в которой оказалась каждая из нас. Женщина родила ребенка, и это самое главное, что есть в нашем мире. Ей надо всячески помогать, а не оскорблять. Какая разница, в браке женщина состоит или нет. Печать в паспорте – простая формальность. Я – за семейные ценности и полную семью, но у нас не идеальное общество. И за это мам-одиночек нельзя осуждать, тем более ставить позорное клеймо, как это предлагает сделать так называемый блюститель нравственности. Какое вообще он на это имел моральное право? Я могу привести массу примеров, когда одинокие женщины воспитали прекрасных детей, дали им образование и, наоборот, когда дети в полных семьях страдают от того, что их родители пьют, ведут асоциальный образ жизни. Нет готовых рецептов семейного счастья. У каждого он свой.
Лев Пичурин, профессор, депутат облдумы: Это аморальный поступок
— Святой долг каждой женщины – стать матерью. Жизнь такова, что для исполнения этого долга нужен мужчина, который может оказаться неверным, может испугаться трудностей отцовства. Что еще важно сказать о моем поколении? У многих моих ровесниц женихи были убиты на войне, так и не успев стать отцами детей своих невест. Поэтому свой долг эти женщины выполняли, став матерями-одиночками, уверен, они не только не подлежат осуждению, они – матери-героини! Они рассуждали правильно: «Если наши женихи были убиты, разве должны мы не становиться матерями? Разве должны мы оставлять страну без детей?»
Я хочу напомнить томичам замечательный фильм Эльдара Рязанова «Гараж», а именно замечательные слова героини Лилии Ахеджаковой о матерях-одиночках. Пересмотрите этот фильм, прочувствуйте еще раз великую любовь к детям в словах нашей актрисы. Слава таким женщинам!
Что же касается моей оценки высказывания Максима Степаненко, то я просто не хочу использовать в печати бранных слов. Считаю, что люди, которые унижают матерей-одиночек, не достойны человеческого уважения. Это, без сомнения, аморальный поступок, и я не понимаю, как православная церковь может держать таких людей в своих рядах.
Андрей Кураев, протодиакон: Возможно, это психические последствия
— Женщина, которая живет сексуальной жизнью вне брака, конечно, не вызывает одобрения с точки зрения церковного осознания. Но если эта женщина оказалась беременна и решила сохранить ребеночка и выносить его, то я полагаю, для христианина она должна быть почти что матерью-героиней. Потому современный мир, в отличие от того, что был раньше, предлагает, как кажется некоторым, легкое решение проблемы нежелательной беременности – аборт.
Если женщина отказывается от совершения аборта, от убийства ребеночка, понимая, какие социальные издержки она понесет… Это и взгляды окружающих, и ругань таких «степаненков», потери в профессиональной карьере, финансовая шаткость и многое другое. Если она идет на эти издержки ради того, чтобы ребенок жил, я считаю, что это подвиг. Такой женщине надо поклониться, а не улюлюкать вслед.
Что касается господина Степаненко, то у меня ощущения от его последних текстов этого года, что у этого человека какие-то проблемы в семье, отчего происходят психические последствия.
Судя по тому, что такие длиннющие простыни, как этот текст, он вывешивает на своем сайте регулярно, означает, что у него еще особо и работы нет. Хоть он и числится руководителем миссионерского отдела Томской епархии, но, судя по такому его графоманскому досугу, епархия его особо не использует, и он находится в достаточно свободном плавании.
По поводу того, что «мальчик, рожденный в неполной семье, будет гомосексуалистом», у меня есть простой пример – император Павел. Он воспитывался женщиной, которая ненавидела своего мужа и, возможно, свела его в могилу. И что мы можем плохого сказать об этом человеке как о царе и как о мужчине?
Здесь мы просто имеем дело с одними обобщениями. Кроме того, бросание несомненно оскорбительного слова миллионам женщин, скорее всего, говорит о проблемах с сознанием человека. И епархия это, несомненно, заметит.
Я не представляю себе, чтобы митрополит Томский владыка Ростислав произнес бы такую фразу. Поэтому я думаю, что Степаненко придется искать другую работу.
Официальный комментарий Томской епархии Русской православной церкви
Томская епархия выражает категорическое несогласие с публикацией руководителя миссионерского отдела Максима Валерьевича Степаненко, появившейся на его личной странице «На злобу дня», размещенной на сайте «К истине».
К сожалению, внебрачное сожительство, о котором упоминает М.В. Степаненко, то есть сожительство не только вне церковного брака, но и вне брака, зарегистрированного перед законом, действительно все более распространяется в современном мире, что является нарушением воли Божией о человеке, противоречит нормам цивилизованного общества и становится большой бедой для всего народа. Вместе с тем вызывает поддержку и уважение стремление женщины сохранить жизнь зачатому ребенку, воспитать его, тем более в условиях, когда отец ребенка отказывается брать на себя ответственность отцовства.
Хотя при написании своей публикации М.В. Степаненко, видимо, исходил из побуждений привлечь внимание общественности к проблеме неполных семей, однако ее тон и большая часть содержания неприемлемы. Для христианина недопустимо оскорбление людей, тем более матерей, какие бы ошибки или проступки они ни совершали.
К сожалению, несмотря на многократные предупреждения и увещевания со стороны епархии, в последнее время М.В. Степаненко позволял себе высказывания, стиль и дух которых не соответствуют задачам евангельской миссии и образу любви Христовой. Вопрос о служебном соответствии М.В. Степаненко занимаемой должности руководителя миссионерского отдела Томской епархии будет рассмотрен в ближайшее время.