Вода раздора

Будет ли организовано водоснабжение города из речного водозабора?

Руководство МУП «Томский энергокомплекс» заявило о возможном использовании речной воды для водоснабжения города. Инициатива сразу же вызвала протест: специалисты указывают на чрезмерное загрязнение Томи, а потребители просто не понимают – зачем переходить на речную воду, когда столько лет гордились возможностью пить артезианскую?

Иван Галеев, специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Томской области:

— Мы не одобряем идею перехода на речное водоснабжение, потому что вода из реки по микробиологическим и санитарно-химическим показателям менее надежна, чем подземная. Ее качество подвержено значительным колебаниям в зависимости от сезона — сейчас, например, мы фиксируем повышенное содержание кишечной палочки. Кроме того, возможны залповые сбросы загрязняющих веществ с предприятий, расположенных выше по течению Томи. Артезианские воды более защищены от загрязнений и не подвержены сезонным колебаниям по качеству. Кроме того, они пригодны для питья без дополнительного обеззараживания. Так зачем менять столь надежный источник?

К тому же станция водоподготовки речного водозабора нуждается в капитальном ремонте. Но даже если у города есть на это деньги, то целесообразнее потратить их на реконструкцию подземного водозабора.

Наконец, не достаточно просто поставить современные очистные системы: существует такое понятие, как зоны санитарной охраны источника водоснабжения, которые организуются для защиты от умышленного или случайного загрязнения. В пределах этих зон должны соблюдаться специальные ограничительные мероприятия. По предварительным расчетам, зона санитарной охраны второго пояса для речного водозабора будет составлять около 200 километров. Обеспечить все необходимые ограничения в ее пределах будет нелегко…

Кирилл Новожилов, генеральный директор МУП «Томский энергокомплекс»:

— Использование речной воды – это пока только идея, а не решение. И речь идет об использовании речного водозабора как резервного, а не основного – обратная ситуация невозможна технически, так как из артезианских скважин мы добываем 180 тыс. куб. метров воды, а мощность речного водозабора – всего 50 тыс. кубов. Но на случай ЧП должен быть альтернативный источник водоснабжения. Состояние подземного водозабора оставляет желать много лучшего — на капитальный ремонт требуются сотни миллионов рублей, но пока хватает лишь на латание дыр. Мы не можем исключать возможность аварии…

Но, даже если ремонт состоится, трубы водозабора (всего их три) придется поочередно отключать — подача воды неминуемо сократится, и где искать резерв для обеспечения бесперебойным водоснабжением томичей? Наконец, могут случиться катаклизмы природного характера, как в июле 2007 года, когда из-за урагана было отключено электроснабжение скважин водозабора и в течение длительного времени город оставался без воды.

Страхов по поводу того, что вода в Томи слишком грязная для питьевой, я не разделяю: современные очистные сооружения могут сделать ее не хуже артезианской. К тому же запуск речного водозабора в эксплуатацию все равно не пройдет без согласования со всеми контролирующими органами. В настоящий момент мы просчитываем стоимость проекта.

Валерий Земцов, доктор географических наук, заведующий кафедрой гидрологии ГГФ ТГУ:

— Чистая вода из поверхностных источников может лучше подходить человеку, чем артезианская. Но для того, чтобы правильно очистить речную воду, мало просто купить дорогостоящее оборудование – нужно подобрать его по определенным характеристикам очищаемой воды: содержанию фенолов, поверхностно-активных веществ и т.д. В свое время в Томи были обнаружены даже диоксины – вещества очень вредные, концентрация которых настолько мала, что для их обнаружения необходимы целенаправленные исследования.

То есть состояние воды до начала реконструкции речного водозабора в разные сезоны года должна исследовать группа ученых: экологов, гидрологов, эпидемиологов, гигиенистов. Кроме того, необходимо учитывать и возможное возобновление строительства Крапивинской ГЭС между Новокузнецком и Кемерово. Пока оно законсервировано, в том числе из-за протестов экологов. Но в планах по развитию российской энергетики этот проект есть, и если его реализуют – качество воды может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 2 =