Скромная веха – громадные достижения

Компания «Газпромнефть-Восток» не скрывает амбициозные замыслы

 Ко всякого рода рубежам нефтяники относятся скептически. Отметить какую-то дату не так уж и важно. Куда важней оценить, что было сделано, и тут с рубежами может возникнуть неувязка. Как у предприятия «Газпромнефть-Восток».

Оно отметило 4-летие существования. Но за это время успело сделать многое. Уж очень вместительны оказались начальные годы. Создана крепкая инфраструктура. Вовлечены в разработку три месторождения. Успешно решаются задачи по бурению, приросту запасов, использованию передовых технологий. И все это за период, когда другие едва-едва встают на ноги.

Ну и при чем тут, спрашивается, дата? А вот повод присмотреться к работе компании имеется. Хотя бы для того, чтобы увидеть, насколько реальны амбициозные планы по развитию производства, о которых нефтяники заявляют.

Увертюра

Весь 4-летний путь компании, считает генеральный директор ООО «Газпромнефть-Восток» Наиль Нугаев, можно разбить на два этапа. За точку отчета берем 2005 год, когда от «Ноябрьскнефтегаза» отделилось предприятие, приступившее к разработке томских месторождений – Урманского, Шингинского и Арчинского.

Это 1-й этап, увертюра к истории развития. Затем наступил второй, когда перемены обрели качественный характер. Когда все процессы оказались упорядочены, приведены к мировым стандартам, изменения коснулись всех производственных сфер. И стали возможны благодаря приходу в середине 2007 года новой команды менеджеров.

– Наше предприятие оказывает операторские услуги по разработке месторождений на территории двух областей: Омской и Томской, – рассказывает Наиль Надырович. – В Омской, на юго-западной части Крапивинского месторождения, стали работать чуть раньше: создали там инфраструктуру, запустили объекты. И приступили к освоению томских месторождений.

Сделать это решили в сжатые сроки. Но условия для такого прорыва были не самые подходящие. Бездорожье, суровые зимы. Месторождения были доступны только когда действовал зимник. Работать приходилось в автономных условиях, и это накладывало свой отпечаток. Но с задачами справились: развернули бурение, строительство объектов.

Форсированное освоение месторождений всегда связано с большими издержками. Но мы увидели: нужно тщательнее поработать с операционными расходами, заняться оптимизацией финансовой деятельности. Политика эта оказалась дальновидной: когда в экономике в связи с кризисом начались изменения, мы их не очень-то почувствовали. Это заслуга нового менеджмента.

За 7-8 месяцев была налажена система планирования, учета и анализа деятельности. Операционные расходы в компании с того времени планомерно снижаются по разным направлениям от 15 до 35%. Но речь не идет о тотальном сокращении издержек: всякое дело можно довести до абсурда. Политика должна быть сбалансированной, чтобы неосторожные шаги не отразились на будущей производственной программе.

Работа по оптимизации продолжается: она коснулась логистики, складского хозяйства, затронула все звенья бухучета. И отразилась на производственных процессах, которые тоже следовало изменить с точки зрения оптимизации.

Результаты не замедлили сказаться. Бизнес-план 2008 года по добыче нефти успешно был выполнен. Подводить черту под нынешним годом рано. Но предварительные итоги говорят о том, что прогресс есть.

Развитие

Работа по оптимизации расходов, налаживанию производственного механизма привела к тому, что коллектив выстоял, когда разразился кризис. Генеральный директор не преувеличивает: других в ту пору основательно лихорадило, его предприятие обошлось без потерь.

Прежней осталась социальная программа. Уровень зарплаты, довольно высокий, не пострадал. Это стало возможным благодаря продуманным, умелым шагам, которые позволили коллективу работать принципиально по-новому, используя мировой опыт.

Предприятие отказалось от практики наращивания потенциала во всех направлениях. Зачем, когда квалифицированные услуги получать можно со стороны. Пусть сервисные компании соперничают за право работы с таким солидным заказчиком. Круг партнеров уже устоялся: с нефтяниками ООО «ГПН-Восток» сотрудничают самые эффективные, надежные предприятия.

В бурении это «ССК» и внутренний подрядчик «Гапромнефти» («СБК»). Сейсморазведочные работы выполняют томичи, а с этого года и северяне («Ноябрьскгеофизика»). Проектирование осуществляет ТомскНИПИнефть. В головной компании имеется аналитический центр, который оказывает услуги по научному сопровождению.

Так коллективными усилиями достигается рост производства. При неизменно высоком уровне инвестиций. Впрочем, сами по себе цифры мало о чем говорят.

– Долгосрочной динамики они не отражают. Да и сумма инвестиций распадается на две составляющие: вложения в инфраструктуру и бурение, – рассуждает Наиль Нугаев. – Берем первое направление. Здесь объем инвестиций уменьшается: с 2,2 и 2,6 млрд. в 2007 и 2008 гг. соответственно и до 0,8 млрд. рублей в этом году. Почему? Да потому что основные объекты уже созданы.

Теперь бурение. В 2007г. на бурение было направлено около 2 млрд. рублей, в 2008 г. – 3,8 млрд. рублей. На 2009 г. предусмотрена сумма в размере 1,6 млрд. рублей. Вроде бы чем больше потратишь, тем лучше. Но это старый подход, он нас не устраивает. Наши усилия привели к тому, что за 1,5 года скорость строительства скважин снизилась вдвое: на Урманском с 88 до 38 суток, а на Шингинском — с 32 до 16-18. Значит, уменьшилась и стоимость скважин.

Это ресурс, который позволяет достигать наивысших результатов в пределах одной инвестиционной программы. Так, в этом году благодаря ускорению мы рассчитываем получить 30-40 скважин – на десяток больше, чем планировали. А в 2010 году намерены увеличить объем бурения вдвое. В том числе благодаря внедрению передовых технологий.

Люди

Перспективы нефтяной компании связывают с ее сырьевой базой. В «ГПН-Восток» наращиванию запасов уделяют большое внимание. На это направлена программа ГРР, которая поэтапно выполняется. Но левобережье, где расположены лицензионные участки компании, хорошо изучено. Другое дело правобережье Оби: компания готова выйти туда.

Наращивание ресурсного потенциала она связывает прежде всего с приобретением новых активов. И за пределами области тоже. Благо, опыт работы в автономном режиме нефтяники получили. Это скажется на планах по росту добычи.

На старых участках в сегодняшних экономических условиях предприятие повышало добычу на 10–12% ежегодно. При более благоприятных условиях коллектив Н. Нугаева готов добывать от 5 до 10 млн тонн нефти в год. Причем без глубоких структурных изменений и при незначительном росте численности.

Это реально, считает гендиректор. Ведь реальным стало и выполнение областной программы по утилизации попутного газа, когда координатором этого проекта утвердили «ГПН-Восток». Из нескольких вариантов был выбран оптимальный, подготовлено ТЭО и сейчас идут переговоры с участниками консорциума.

– Мы говорим об инвестициях, технологиях, а ведь главный ресурс – люди, – продолжает мысль Наиль Надырович. – Тут есть чем гордиться: у нас работают опытные специалисты. Выходцы из таких крупных структур, как ЮКОС, «Сибнефть», ЛУКОЙЛ. Многие имеют награды министерства, «Газпромнефти» и нашего предприятия.

Люди чувствуют заботу о себе. У нас действует большая социальная программа, где отражены все направления: медицинское страхование, бесплатное питание на вахте, поддержка в приобретении жилья. На одного человека, если поделить все расходы, приходится в год около 20 тыс. рублей.

Социальная политика имеет и внешнюю направленность. Мы четко выполняем все свои обязательства перед регионами. С районами, вовлеченными в сферу нашей деятельности, подписаны социально-экономические соглашения. И суммы перечисляются немалые: 40 млн в 2007 году, 43 млн рублей в 2008 году.

На эти деньги районные власти в Парабельском, Каргасокском и Тарском районах ремонтируют школы, детсады, больницы. В этом году компания стала одним из спонсоров футбольной команды «Томь». Таким образом, общая сумма на социальную поддержку в 2009 году превысила 60 млн рублей.

Но и тут цифры мало о чем говорят, если не знать, куда были вложены средства. Тем более что работа проводилась и вне рамок партнерства. Достаточно вспомнить программу, по которой дети северян, живущих в районах присутствия компании, смогли отдохнуть летом на побережье Черного моря. Это была наша инициатива, которая получила одобрение «Газпромнефти».

Всеволод ЗИМИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × пять =