«Все пункты закона из жизни взяты»

Продолжается дискуссия о новом регламенте перевозок на легковых такси

На этой неделе думский комитет по экономической политике уже в четвертый раз рассматривал законопроект о регламенте перевозок людей на легковых такси. И в очередной раз возникло много вопросов, большей частью юридических.

Многие положения законопроекта, регламентирующего работу легковых такси, по-прежнему вызывают противоположные оценки. Поэтому областные парламентарии приняли закон «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Томской области» только в первом чтении – дискуссия продолжается.

Как на собрании Думы доложил Юрий Сухоплюев, заместитель губернатора по вопросам безопасности, о необходимости регламентации работы такси наглядно говорит статистика: в 2009 году сотрудниками ГИБДД выявлено более 52 тыс. нарушений ПДД, совершенных водителями легковых такси. Растет число ДТП с тяжелыми последствиями. Поэтому администрация области предлагает ужесточить требования к перевозке людей и одновременно ввести наказание за нарушение этих требований.

Напомним, законопроект предполагает, что водитель такси должен иметь стаж не менее трех лет, срок эксплуатации автомобиля не должен превышать 8 лет, запрещается выезд на линию без медицинского осмотра водителей и т.д. Ответственность за нарушение этих требований: для водителей – штраф от 1,5 до 3 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 10 до 15 тыс., для юридических лиц – от 300 до 500 тыс.

После доклада в зале сразу развернулась полемика.

– Почему нет требования о том, что для перевозки маленького ребенка в такси должно быть специальное кресло? – настаивал Олег Шутеев. – Знаю случай, когда такси попало в аварию, и ребенок пострадал (хорошо, что не очень серьезно). Но при этом ГИБДД оштрафовала не таксиста, а мать ребенка.

– При подготовке законопроекта ко второму чтению мы рассмотрим ваше предложение, но я прошу депутатов действовать постепенно, не обостряя социальную обстановку. Таксисты уже сегодня взволнованы разработкой закона. Например, нормой об обязательном трехлетнем водительском стаже, – ответил Сухоплюев.

– Мне про это требование один водитель так сказал: «Сколько у вас, Борис Алексеевич, водительский стаж? 40 лет. А сколько вы за рулем в год проезжаете? Ваш внук, наверное, за неделю столько ездит?» И это правильно – ну какой из меня профессиональный водитель? – заявил спикер Борис Мальцев.

– А я хотел бы молодежь защитить, – продолжил Игорь Чернышев, председатель комитета по труду и социальной политике. – Мы молодых уже со всех сторон обложили этим стажем в три года. В итоге человек после окончания вуза или техникума никуда не может устроиться. А у другого человека права 10 лет в шкафу пролежали – ему можно? Словом, цель должна быть такой, чтобы узнать реальные навыки человека. Иначе просто формальность получается.

– Частично согласен, – продолжил спор Олег Шутеев. – Но посмотрите, например, на практику страховых компаний: если водительский стаж менее трех лет, применяется повышающий коэффициент. Это защита потребителей – закон поможет навести порядок в таксопарках. Вспомните, раньше для работы на такси вообще надо было иметь первую категорию.

– Записано требование «организовать ежедневный инструктаж водителей перед выездом на линии» – насколько это реально выполнимо и не противоречит ли требованиям охраны труда? А обязательные ежегодные курсы повышения мастерства – какова будет дополнительная финансовая нагрузка на малый бизнес? – спросила Екатерина Собканюк.

– Мы считаем, что это будет посильная нагрузка. Вообще, всеми ограничениями мы пытаемся заставить перевозчиков объединяться, укрупняться и перевозить надлежащим образом, – ответил Сухоплюев.

– Закон нужен, но пока меня многое смущает, – сказал Владимир Долгих. – Во-первых, не вижу смысла сгонять таксистов в кучу, создавать крупные фирмы. Во-вторых, надо прописать систему контроля. У меня такое чувство, что контролировать исполнение этих требований будет сложно.

– В проекте есть такой критерий: «не допускать водителей к управлению такси в утомленном состоянии». Кто это будет определять – это будет субъективная оценка? – задался вопросом Николай Кириллов.

– Это будет определять врач на медосмотре. Помните случай с аварией автобуса? Как позднее станет ясно, водители спали в кабине. А если бы они нормально отдыхали, может, этой трагедии не было, – ответил заместитель губернатора и заявил: – Все пункты закона из жизни взяты. Этот закон – реальный инструмент влияния на создавшуюся сложную ситуацию.

– Хочу предупредить разработчиков об очень серьезной, на мой взгляд, опасности – мы можем загнать малый бизнес в глубокую «тень», – поставил еще одну проблему Евгений Рубцов. – Речь идет об индивидуальных предпринимателях и небольших фирмах, и с таким ужесточением правил, думаю, может стать массовым явлением отказ от регистрации и незаконные перевозки. Со всеми вытекающими последствиями – бесконтрольность, неуплата налога и т.д. Я сейчас какие-то рекомендации дать не могу, но проблема есть. И еще явно видна проблема коррупционности. Прощать или нет отсутствие медосмотра, переобучения – все это окажется на усмотрении конкретного человека в погонах. Правильно было сказано – надо подумать о системе контроля.

– По количеству вопросов уже понятно – законопроект вызывает и интерес, и беспокойство, – предложил завершить дискуссию содокладчик, председатель комитета по экономической политике Александр Куприянец.

На последнем заседании комитета по экономической политике, которое прошло 16 февраля, депутаты решили отправить законопроект на доработку. С этой целью создана рабочая группа. В случае если замечания в недельный срок будут устранены, новый регламент работы легковых такси будет рассмотрен на ближайшем собрании областной Думы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 14 =