Настроение роста

Промсвязьбанк намерен стать частным банком № 1 в России

Промсвязьбанк отмечает 15-летие. На годы его становления пришлось немало экономических потрясений, но сегодняшние бизнес-результаты банка обнадеживают. Не случайно, что по итогам работы в 2009-м информагентство «Банки.ру» – крупнейший банковский ресурс Рунета – назвало его банком года. Как добиться успеха даже в условиях неблагоприятной внешней среды? Насколько банк уверен в том, что к 2015 году достигнет поставленной стратегической цели: стать частным банком № 1 в России? Мы беседуем с управляющим Томским филиалом ОАО «Промсвязьбанк» Андреем Сальниковым.

– Поздравляем Промсвязьбанк с 15-летием и с тем, что вы сумели пережить кризис без особых потрясений. Кстати, как это удалось?

– Пережили потому, что не растерялись, сумели вовремя собраться. Поставили перед собой адекватные задачи: усовершенствовать систему управления рисками, установить жесткий контроль за ростом проблемной задолженности, диверсифицировать ресурсную базу и эффективно управлять ликвидностью. И в основном с ними справились.

– А к государственной финансовой поддержке обращались?

– На всякий случай в середине ноября 2008-го воспользовались беззалоговыми кредитами, которые предложил Банк России. Причем погасили их уже в январе 2009-го, потому что поняли – справляемся сами. Думали о субординированном кредите ВЭБ и даже прошли все процедуры, но в результате отказались от этого займа. Появились другие варианты, в том числе дополнительная эмиссия акций. С таким именем и репутацией, как у Промсвязьбанка, вполне по силам привлекать ресурсы с рынка. Подтверждением тому является успешное размещение в конце прошлого года субординированных еврооблигаций банка объемом 200 млн долларов сроком на 5,5 года.

Простая логика

– Андрей Викторович, ваш банк входит в первую десятку российских банков по активам. Зачем вам еще какая-то «борьба за лидерство», желание стать в перспективе частным банком № 1, как это заявлено в стратегии Промсвязьбанка? Зачем банку постоянно наращивать капитал?

– Чтобы нормально работать. Размер капитала – это один из основных параметров любого банка, который жестко регулируется законодательством. Норматив достаточности капитала должен составлять не менее 10% от активов. Любое снижение влечет за собой отзыв лицензии на банковскую деятельность. Поэтому банк, если он хочет активно работать на рынке, кредитовать корпорации, крупные и мелкие фирмы, граждан, должен постоянно наращивать капитал. Арифметика простая: 1 рубль активов обходится в 10 копеек капитала. А в неустойчивое время, когда число проблемных кредитов растет, свежий капитал нужен, чтобы покрывать убытки и резервы, созданные по этим ссудам. Вот такая простая логика.

– Видимо, главным образом вы говорите о клиентах корпоративных?

– Исторически Промсвязьбанк – банк корпоративный. Но и розничный блок у нас сильный. В пик кризиса мы запустили программу реструктуризации для частных клиентов, что позволило многим из них снизить долговую нагрузку. В Промсвязьбанке этой программой воспользовались почти 6 тыс. заемщиков. Томичи, правда, редко прибегали к подобной практике. У нас менее 200 клиентов обратились в филиал за помощью. Это результат взвешенного и профессионального подхода при формировании розничного портфеля, его безупречное качество доказал кризис.

– В прошлом году – это данные Агентства по страхованию вкладов – объем частных вкладов в банки прирастал со средней скоростью 2,9 млрд рублей в день…

– Действительно, россияне в прошлом году положили рекордное количество денег на депозиты. В нашем банке депозиты демонстрировали позитивную динамику весь год. А итоговые цифры – рост на 80% – существенно превысили средний показатель роста вкладов по банковскому сектору РФ, который составил около 27%. Промсвязьбанк стабильно входит в десятку лидеров по объему депозитов населения, хотя мы не предлагаем никаких заоблачных ставок, условия абсолютно рыночные.

Партнерская работа

– И все-таки вернемся к истокам – к вашему сотрудничеству с корпоративными клиентами. Многим в кризис пришлось несладко…

– Действительно, в наибольшей степени от кризиса пострадали региональные предприятия. Однако везде есть свои точки роста. Их поиск и поддержка – как раз и есть задача нашего филиала. Кризис заставил банк по-новому взглянуть на отраслевую структуру своего портфеля, приоритетами текущего года остаются связь и телекоммуникации, транспорт, информационные технологии, фармацевтика, АПК, энергетика, газовая промышленность и розничная торговля. Согласно отчетности по международным стандартам по итогам 2009 года объем корпоративного кредитного портфеля увеличился до 183,2 млрд рублей (с учетом резервов). Основной прирост объема корпоративных кредитов в прошлом году пришелся на третий квартал.

В Томске ситуация была немного иная: практически год мы потратили на работу с «плохими» долгами и закончили прошлый год с положительным финансовым результатом. На сегодняшний день кредитный портфель филиала — более 3 млрд рублей, и мы намерены его существенно наращивать в 2010 году.

Отдельно выделим факторинг. По этому направлению Промсвязьбанк уверенно держит абсолютное лидерство на рынке. Объем выплаченного финансирования по факторинговым операциям в прошлом году составил более 85 млрд рублей. А в целом портфель факторинга в банке вырос на 20% и достиг 27 млрд рублей.

– Последние два года вы активно развивали сотрудничество с малым бизнесом. И самое удивительное, что эти предприятия в кризис оказались, наверное, самыми живучими…

– Совершенно верно, поэтому наш банк не останавливал сотрудничество с МСБ даже в самый напряженный период кризиса и в целом за прошлый год по объему кредитного портфеля вырос существенно выше рынка. Выдача новых кредитов МСБ составила порядка 22 млрд рублей. По итогам прошлого года Промсвязьбанк занял 5-е место среди банков России по объемам выданных кредитов – это рейтинги агентств «РБК.Рейтинг» и «Эксперт РА». В течение 2009 года в Томске в сегмент МСБ инвестировано более 250 млн рублей. Уверен, что такой результат достигнут в том числе благодаря нашей партнерской работе с предпринимателями и организациями, которые оказывают им поддержку, например с Гарантийным фондом Томской области. С июля прошлого года мы неоднократно снижали стоимость кредитных ресурсов и проводили корректировки по условиям в пользу клиентов.

– Помимо обслуживания частных лиц и компаний у банков есть еще один важный фронт работы – взаимодействие с органами власти.

– В этой работе наше главное преимущество – системный подход к сотрудничеству с региональными и муниципальными властями. Мы ведем постоянный мониторинг процессов, связанных с бюджетом, – новостей, изменений в законодательстве. Наш филиал принял участие в выпуске и размещении облигаций Томской области, на постоянной основе участвуем в аукционах по финансированию дефицита муниципального бюджета, изучаем возможности вхождения в проекты по развитию инфраструктуры региона – с появлением в составе акционеров банка Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) это вполне реально. Кстати, Промсвязьбанк является первым российским банком-участником программы RUSEFF, которая разработана ЕБРР и рассчитана на модернизацию оборудования и освоение новых технологий по энергосбережению.

– Андрей Викторович, какова была основная линия поведения банка в кризис?

– Мы сделали ставку на новые современные продукты. Например, все большую популярность завоевывают банковские карты с дополнительными услугами и сервисами – в международных платежных системах VISA Int. и MasterCard зарегистрировано уже более 200 кобрендинговых проектов. У нас такими являются кобренд «Промсвязьбанк-Трансаэро», который мы запустили в прошлом году, или новинка этого года – социальный проект с фондом «Линия жизни». На Западе реальной альтернативой вкладам стали дебетовые карты с начислением процентов на остаток средств на счете – мы в 2009 году внедрили свою «Доходную карту». Есть свои изюминки и у нашей кредитной карты – помимо льготного периода предусмотрена функция cash-back, то есть возврат части стоимости покупки обратно на счет. Клиенты заинтересованы в дистанционном доступе к банковским услугам – мы постоянно совершенствуем нашу систему PSB-Retail (кстати, пользователи уже неоднократно называли одной из лучших на российском рынке интернет-банкинга). Кроме того, буквально на днях внедрили новую программу кредитования для всех желающих. Так что приходите, узнавайте условия, оценивайте свои возможности, а банк постарается подобрать для вас оптимальные предложения.

Все это и есть настроение роста.

Елена АЛФЕРОВА

 

Согласно международным стандартам финансовой отчетности за 2009 год, активы Промсвязьбанка выросли на 2% и составили 471 млрд рублей. Капитал, рассчитанный в соответствии с Базельским соглашением, увеличился на 4% – до 51,8 млрд рублей. Средства на депозитах и текущих счетах клиентов выросли на 26% и практически достигли уровня 290 млрд рублей. Операционный доход превысил 34 млрд рублей (плюс 20,6%). Эффективный контроль над административными расходами способствовал росту прибыли до формирования резервов и налога на прибыль (рост 32%). Также банк продемонстрировал существенное улучшение показателя операционной прибыли на одного сотрудника (на 24%).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − семь =