ПО ли еще будет

Проект создания свободного программного обеспечения для школ вернулся в 2007 год

 

Вчера, 20 октября, в Томск прибыл региональный представитель Microsoft по работе с образовательными учреждениями Алексей Паутов. Он привез соглашение, которое в ближайшее время будет заключено между компанией и муниципальными органами управления образованием.

Его суть – предоставление школам области лицензионного программного обеспечения (операционная система Windows и офисный пакет Microsoft Office) по бросовой цене – 8 долларов на одну машину. Рыночная стоимость такого комплекта программ – более 5 тыс. рублей – для учреждений образования неподъемна. «Социальное» предложение от Microsoft в этом году распространится не только на школы, но и на детсады, учреждения дополнительного образования, другие учреждения образования, в том числе и сами управления образования.

Единственное условие программы: централизованная закупка ПО на все компьютеры учреждений системы образования.

Единственная загвоздка: лицензию Microsoft предлагает не в вечное пользование, как это бывает в случае, когда мы приобретаем заветную коробочку с лицензионной программой в магазине, а на три года.

Копеечные 8 долларов – плата за каждый год участия в соглашении. Но даже 24 доллара за пакет программ на три года – это очень выгодное предложение.

В чем же проблема?

В отсутствии альтернативы.

 

Первая помощь Microsoft

Лицензированием софта на школьных компьютерах работники сектора образования озаботились в 2007 году. Тогда на всю страну гремело «дело Поносова» – директора сельской школы в Пермском крае. Поносову предъявили обвинение в нарушении авторских прав компании Microsoft, «запеленговав» на школьных компьютерах нелицензионный софт. Ущерб, нанесенный американской корпорации, оценили в 254 тыс. 35 руб. 31 коп. Согласно УК РФ (суммы свыше 250 тыс. рублей) – особо крупный размер. Максимальное наказание – шесть лет лишения свободы. Софт Поносов сам не устанавливал, по его словам, компьютеры пришли с «паленой» системой от поставщика. В итоге директора приговорили к штрафу 5 тыс. рублей. Приговор он обжаловал. И в конце 2008 года был полностью оправдан.

Этот инцидент стал серьезным поводом для беспокойства директоров школ. На школьных компьютерах экстренно форматировались жесткие диски. Преподавание информатики было парализовано. За решение вопроса взялись чиновники. На встрече президента Медведева с производителями софта было решено приобрести за счет федерального бюджета пакет программ на три года. На обеспечение школ лицензионным ПО было выделено 2,7 млрд рублей. Программа реализовывалась в рамках проекта «Образование» и называлась «Первая ПОмощь». 31 декабря 2010 года срок «индульгенции» истекает.

Время на поиск альтернативы ушло…

Предполагалось, что за три года «Первой ПОмощи» в России будет разработано аналогичное по функциональности с Microsoft свободное программное обеспечение (СПО). И в 2010-м школы смогут выбирать, какое ПО использовать: бесплатное или все-таки майкрософтовский продукт, но уже за свой счет. В 2009 году планировалось установить СПО во всех школах страны, а с 1 января 2011 года – отказаться от закупок коммерческого ПО для школ за счет федерального бюджета. «Решение по СПО является достаточной альтернативой платному ПО, и тратить государственные деньги на закупку того же Microsoft Office нецелесообразно», – заявил в октябре 2009 года советник министра Минкомсвязи РФ Илья Массух.

Впереди планеты

В Томске на «дело Поносова» отреагировали моментально. Уже в апреле 2007 года на базе Регионального центра развития образования провели первые курсы по изучению свободного программного обеспечения Линукс. В 2008 году была создана рабочая группа по внедрению СПО в школах области. Начал реализовываться региональный проект. Параллельно Томск стал участником федерального пилотного проекта по внедрению СПО (за компанию с Пермским краем и Республикой Татарстан).

В ТГПУ шли курсы обучения преподавателей премудростям обращения с СПО. Над установкой Линукса в качестве второй операционной системы в школах города и области корпели учителя-энтузиасты и линукс-коммьюнити Томска. В итоге СПО было установлено на 50% городских школьных компьютеров (Томск, Асино, Колпашево) и на 20% сельских. Отчитавшись о проделанной работе, в городе стали ждать дальнейших распоряжений Федерации – итогов государственного тендера на внедрение СПО в школах. Но в конце 2008 года конкурс так и не был объявлен из-за кризиса. Суммы, выделенные на оснащение школ СПО, сократились с 650 млн до 300 млн рублей, потом и вовсе до 150 млн. Конкурс состоялся лишь в августе 2009 года – его выиграла московская компания «Академия-АйТи». На реализацию проекта согласно плану оставалось менее месяца. А в конкурсной документации словосочетание «внедрение СПО» плавно изменилось на «обучение СПО». В итоге обращению с СПО дистанционно были обучены более 60 тыс. российских учителей. После окончания обучения все они получили сертификаты, но с маленькой пометкой в левом нижнем углу: «Не является документом об образовании и (или) квалификации».

Насильно мил

После того как педагогов дистанционно обучили обращению с СПО, финансирование проекта прекратилось – федеральная программа формально была выполнена.

– Реальные дела с внедрением СПО в школах вернулись на уровень 2007 года, – с горечью замечает Виктор Корнеев, замдиректора по информационным технологиям Регионального центра развития образования.

Корнеев – горячий сторонник внедрения СПО в томских школах. Причин тому несколько. Во-первых, дешевизна продукта. Дистрибутив можно скачать в Интернете абсолютно бесплатно, а можно купить полный комплект программ для школы всего за 3,5 тыс. рублей – если скорость Интернета не позволяет «стянуть» тяжелые программы. Во-вторых, все больше коммерческих предприятий переходят на СПО – предпочитают экономить на лицензиях Windows. А значит, школьников необходимо обучать обращению с ним, чтобы потом не растерялись. В-третьих:

– Не имея альтернативы, мы попросту находимся на крючке у Microsoft, – говорит Корнеев.

В условиях, когда корпорация предложила школам доступную альтернативу, говорить о продолжении экспериментов с СПО можно только в случае идейных учителей. Все остальные продолжат работу с комфортным и привычным Windows. Почему? Линукс требует гораздо большей изобретательности от системного администратора. Такой должности в школах попросту нет. А все обязанности по обслуживанию прихотливой системы должен взять на себя учитель информатики. Это повседневная работа. А есть еще методические разработки к урокам, которые педагоги выполняли в течение многих лет. И все они сделаны «под Windows»! Отказываться от них в угоду каким-то абстрактным государственным интересам никто не спешит.

Однако тренд на установку СПО из политической риторики по-прежнему никуда не делся.

– И сегодня нам предлагают отчитываться по процессу внедрения СПО, – говорит Виктор Корнеев. – Но внедрять систему намерены административными методами. В то время как установка и поддержка СПО требует от учителей информатики специальных знаний и дополнительных усилий. В рамках пилотного проекта мы эту работу оплачивали. Сейчас нет денег, а значит, и нет стимулов для учителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × пять =