Клиническая монетофилия

Федеральные медицинские учреждения Томска слишком любят брать деньги с пациентов

 

Управление Росздравнадзора по ТО на минувшей неделе завершило двухнедельную плановую проверку СибГМУ по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении им медицинской деятельности.

В результате 3 ноября родились два протокола об административных правонарушениях, в которых изложены мелкие и крупные отступления вузовских медиков от требований буквы закона. Часть из них можно счесть случайными, списав на неорганизованность сотрудников ­СибГМУ. Гораздо более существенны и болезненны для пациентов те, которые касаются денежных взаимоотношений пациента и медучреждения. Здесь, по словам экспертов, просматриваются очень неприятные тенденции.

– Проанализировав договоры и сопоставив объемы помощи, оплаченной из кармана пациентов и средств бюджета, с процентом выполнения клиниками СибГМУ плана по койко-дням, можно сделать вывод о двойной отплате лечения больного, – сказал «ТН» Анджей Скобельский, главный специалист-эксперт отдела контроля, надзора и лицензирования медико-социальной деятельности Управления Рос­здравнадзора по Томской области.

Подобные вольности, подчеркивают в Росздравнадзоре, присущи большинству федеральных медицинских НИИ, работающих в Томске.

 

Проверка наугад

– Мы выборочно проверили часть договоров об оказании платных услуг за сентябрь, – рассказывает Анджей Скобельский, главный специалист-эксперт Управления Росздравнадзора по ТО. – Практически во всех обнаружили нарушения: либо неправомерность взимания платы, либо несоответствие калькуляции фактически оказанным услугам. Зачастую речь идет о достаточно крупных суммах. Один пример: как следует из медицинской карты, пациент, заплативший в сентябре в кассу клиник 38 850 рублей за операцию по удалению простаты, часть услуг, предусмотренных договором и расчетом стоимости медпомощи, не получил вовсе. Продолжительность операции оказалась завышена в несколько раз. Операционная бригада состояла не из двух врачей и двух операционных сестер, а из одного врача и одной медсестры, в расчет были включены лекарственные препараты, которые не использовались вовсе или были заменены на более дешевые. Дельта стоимости виртуальной и реальной услуги составила более 17 тыс. рублей. Мы знаем случаи, когда стоимость услуги с реальных 5–6 тыс. вырастала до 40…

Документы и реальность

Оценить истинный масштаб такого рода «просчетов» в клиниках СибГМУ на основании выборочной проверки очень сложно. Но очевидно, что он велик. Пациенты здесь платят много и часто – за месяц листочков-договоров форматом в полстранички накапливается столько, что они едва помещаются в коробку из-под офисной бумаги…

– Проанализировав договоры и сопоставив объемы помощи, оплаченной из кармана пациентов и средств бюджета, с процентом выполнения клиниками ­СибГМУ плана по койко-дням, можно сделать вывод о двойной оплате лечения больного, – пояснил «ТН» Анджей Скобельский. – Хотя по правилам платные медицинские услуги должны оказываться дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. Согласно определению Кассационной коллегии Верховного cуда РФ, основанием для оказания платных медицинских услуг является выполнение медицинским учреждением в полном объеме программы гарантий бесплатной медицинской помощи и отсутствие соответствующих медицинских услуг в данной программе.

– Что же мы видим в клиниках СибГМУ? – продолжает Скобельский. – План 2009 года оказания стационарной помощи, финансируемой за счет средств федерального бюджета, клиники университета выполнили на 67,8%, а план трех кварталов 2010-го – на 68,4%. О какой еще доплате из кармана больных тут можно говорить?

А вот в коммерческих структурах медуниверситета – клинико-диагностическом центре и стоматологической клинике – система оказания платных услуг выстроена прозрачно и четко: комплексная услуга складывается из мелких простых, которые перечислены в прейскуранте – так что с пациента берут ровно столько, сколько стоит оказанная ему помощь.

Общий симптом

Подобные вольности, подчеркивают ревизоры, присущи большинству федеральных медицинских НИИ, работающих в Томске: за последние два года Росздравнадзор успел проверить семь из восьми.

Например, в НИИ фармакологии, насчет калькуляций вообще особо не заморачивались: каждый поступающий в стационар больной просто платил от 10 до 15 тыс. рублей (это выяснилось в ходе мартовской проверки). Из 2 554 пролеченных пациентов 2 088 доплатили из личных средств на общую сумму 19,6 млн рублей.

– Один из видов нарушений – невыполнение стандартов при обследовании и лечении больных. Очень часто отклонение 30–40 и даже 50%! – продолжает эксперт Рос­здравнадзора. – Полностью стандарты выполняются только в НИИ курортологии. К слову, именно там и в НИИ кардиологии мы нашли меньше всего нарушений, и они негрубые, поэтому мы ограничились лишь предписаниями.

А вот в НИИ акушерства и гинекологии платных услуг не оказывают. Там зарабатывают дополнительные деньги, ловко перекладывая пациенток с койки муниципального роддома № 4, на площадях которого размещается институт, на другую – федеральную научную. Да так перекладывают, что те этого и не замечают.

– Я обнаружил случай, когда пациентка день находилась в роддоме (случай оплачен из средств ОМС), после чего ее отправили рожать в НИИ акушерства (оплата произведена из средств федерального бюджета), – рассказывает Скобельский.

Зарабатывайте правильно!

По мнению руководителя Росздравнадзора по ТО Михаила Чиняева, судьба НИИ акушерства и гинекологии вообще висит на волоске:

– Он незаконно располагается на муниципальных площадях и пользуется оборудованием, не получив все это в аренду или в безвозмездное пользование от города. Мы вели об этом речь еще год назад, но до сих пор ничего не сделано. Если к концу января 2011-го ситуация не исправится, мы обратимся в суд о приостановлении деятельности этого федерального учреждения. Следующий шаг – аннулирование лицензии. Область может потерять довольно крупный и нужный Томску НИИ, единственный в своем роде от Урала до Дальнего Востока. Здесь могли бы оказывать высокотехнологичные услуги по акушерству и гинекологии, которые в регионе до сих пор не оказывали: например, экстракорпоральное оплодотворение стоимостью квоты от 100 до 300 тыс. рублей. Если не спать, можно получить и федеральные, и областные квоты. А пока что томичи ездят за ЭКО к соседям, а не они к нам. Зарабатывайте, конкурируйте за федеральные и областные квоты, осваивайте их – и не надо будет в карманы больных заглядывать…

 

слово автора

Инесса ЮШКОВСКАЯ, корреспондент «ТН»:

Итог двухлетней кропотливой деятельности специалистов Рос­здравнадзора по ТО – с десяток судов и штрафов учреждениям (по 5 или 10 тыс. рублей) и изредка – руководителям (1 тыс.). Ведь нарушения при оказании платных услуг не относятся к категории грубых по отношению к лицензионным условиям и требованиям, даже если с больного при этом, фигурально выражаясь, были сняты последние штаны.

Конечно, после многократных предписаний (как правило, только половину нарушений учреждения устраняют сразу) и взысканий Управление Росздравнадзора может обратиться в суд с иском о приостановлении деятельности учреждений и далее – аннулировании лицензии…

А вот НИИ фармакологии, получив от Росздравнадзора предписания, а от двух судов – решения об административном наказании, «исправился» – деньги с пациентов теперь берут, найдя законную лазейку, оформляя договоры с людьми на их участие в исследовательских работах по темам, не утвержденным РАМН, – сверх гарантированного объема, то есть не оплаченным из федерального бюджета.

 

Кстати

Исходя из базового посыла о том, что научно-исследовательские институты призваны двигать науку и разрабатывать, регистрировать и дарить миру новые медицинские технологии, «ТН» посмотрели, сколько таких технологий числится за нашими институтами. На сайте Управления Росздравнадзора по Томской области мы насчитали:

НИИ кардиологии – 24;

НИИ курортологии – 31;

НИИ онкологии – 7;

СибГМУ – 1 совместно с НИИ курортологии и 1 – с НИИ гастроэнтерологии;

у НИИ акушерства и гинекологии не нашлось ничего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × один =