Пальцем в небо

Астрономия в школах отошла в разряд необязательных дисциплин. Кто научит подрастающее поколение смотреть на звезды?

Астрономия исключена из числа обязательных школьных предметов. Переведена в разряд спецкурсов. Ни один из учебников не разрешен Минобрнауки для использования. Результат – недоумение в обществе, негодование в научной и педагогической среде.

 

Погасить Солнце?

Даже пунктирное перечисление аргументов защитников астрономии как обязательного урока впечатляет. Во-первых, наука о Вселенной несет в себе важнейшие социальные функции. Одна из них – прикладная (разработка методов ориентации человека во времени и пространстве). Другая – общекультурная (определение места и роли человека во Вселенной). Астрономия внесла огромный вклад в формирование научной картины мира и мировоззрение современных людей. И любой культурный индивид, глядя в небо, должен иметь элементарные представления о том, что оно собой представляет.

Во-вторых, твердые знания об устройстве мироздания являются иммунитетом против распространения сомнительных «оккультных наук». В-третьих, обидно за державу – мы же первооткрыватели космоса! Но сегодня приоритет его фундаментального исследования принадлежит уже другим странам…

Наконец, именно сейчас преподавание астрономии можно сделать невероятно интересным. Компьютер позволяет смоделировать и наглядно показать любой «вселенский» процесс. Но вместо развития учебно-методической базы потихоньку сворачивается и то, что было.

 

Брешь в обороне

Астрономия откатилась на школьные задворки не из-за злой воли Минобрнауки и не из-за учителей, считает проректор по научной работе Томского областного института повышения квалификации работников образования Елена Дозморова:

– С 2004 года астрономия отсутствует в учебном плане как обязательный предмет. Определенное количество часов отведено на нее в курсе физики, отдельные сведения о строении Вселенной даются ученикам младших классов в рамках предмета «Окружающий мир». Да, базис достаточно лаконичен. Но при желании детей и родителей в школе может быть введен дополнительный курс астрономии. И есть основополагающая причина того, почему этого не происходит повсеместно.

– Полагаю, сегодня мотивация к изучению астрономии снижается, поскольку сдала свои позиции оборонная и, соответственно, космическая промышленность, – продолжает Дозморова. – Сейчас работа на оборонку далеко не такое престижное и прибыльное дело, как в прежние годы. Да, есть тенденции к возрождению отрасли, но пока ей далеко до прежних высот. И школа сегодня очень чутко реагирует на отсутствие госзаказа. Родители предпочитают, чтобы их чада поднажали на дисциплины, которые пригодятся для поступления в вуз, понадобятся для непосредственного построения карьеры. Пока у нас не будет полноценной оборонной промышленности, не станет по-настоящему востребована и астрономия. И школа тут уж ничего не сделает.

 

Мысли по поводу

Ирина Астафьева, корреспондент

Необязательное обязательное

На протяжении веков основы астрономических знаний входили в систему обучения. В средневековых монастырских школах астрономия наряду с арифметикой, геометрией и музыкой входила в квадривиум – высшую ступень семи свободных искусств, обязательных для изучения. Отсюда эта схема перешла в возникшие в XII–XIII веках первые университеты.

В России со времен Петра I астрономия была обязательным предметом в школах и училищах. Позднее в гимназиях России преподавался курс описательной астрономии – космография.

А ведь оборонка в те времена существовала на совершенно иной материально-технической базе…

 

Статфакт

32% россиян полагают, будто Солнце вращается вокруг Земли. Это показал международный мониторинг базовых научных знаний в странах мира.

  

ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *