А вы боитесь черных кошек?

Олеся Мазалова

Соль

Если задаться вопросом, сколько мы знаем суеверий, то каждый из нас без труда насчитает с десяток, а то и больше. Черные кошки, рассыпанная соль, пятница 13-е, разбитое зеркало… Можно сказать, что суеверия являются постоянными спутниками человека.

Нет такой области человеческой деятельности, к которой суеверия не могли бы приспособиться. Существуют они в спорте и учебе, в строительстве и торговле, а также огромное их количество в повседневной жизни. Чтобы несчастье не случилось, нужно постучать по дереву; нельзя поздравлять именинника с днем рождения раньше наступления праздничной даты, передавать деньги через порог. А так ли это?

Пятак под пяткой

Слова «суеверие», «всуе» имеют один корень со словами «суета», «суетность» и обозначают «пустота», «то, чего нет», «пустая вера». Это определение хорошо подходит, потому что при всем многообразии суеверий им трудно найти объяснение. И несмотря на этот факт, прислушиваются к суевериям даже самые образованные люди.

Суеверия строятся вокруг понятия «удача», поэтому в мироощущении желающего этой удачи они расцветают буйным цветом. Если один рубль в кошельке привлечет мне богатство, а пятак под пяткой – счастливый билет на экзамене, почему бы их там не держать? Кому не хочется быть здоровым, богатым и счастливым?

Но у этой медали есть и другая сторона. Она называется «А что будет, если…». Что будет, если заветный рубль после нескольких лет службы и привычки к нему вдруг потеряется? Или пятака перед экзаменом не найдется?.. Что будет, знать нам не дано, а вот догадаться о чувствах обнаружившего пропажу, на которую он столько уповал, можно без труда.

Эксперимент: сколько из вспомнившихся вам суеверий говорят о благоприятном исходе? Не свисти в доме – денег не будет. Не оставляй на столе мелочь, ножи – к  безденежью и слезам. Не храни потрескавшуюся посуду… Из 44 «денежных» суеверий, которые мне довелось найти, 42 оканчиваются предостережением «ведут к безденежью»! Когда говорится о здоровье, «безденежье» заменяется на «болезни». Итак, второй причиной покорности суевериям выступает страх. Суеверия делают человека мнительным, отнимают у него душевные силы.

Христианский взгляд

«Что бедственнее такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу человека к Богу?» – сказано святителем Иоанном Златоустом. Суеверный человек верит, что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет оборониться от злых сил. При этом понятия любви Божией, воли Божией, промысла Божия ему совершенно чужды. Не понимает такой человек, что скорби и страдания есть проявление любви Бога к нам, своего рода воспитательное средство, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И неважно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или через наветы колдунов.

В слове на новолетие святитель Иоанн Златоуст говорит: «Думают, что если первый день года удастся провести в веселии и удовольствии, то и во весь год будет совершенно то же. Но год будет для тебя счастлив во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда и в первый, и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу».

А если сбываются?

«Но ведь нередко суеверия сбываются», – возразит кто-то. И верно, несчастья побуждают искать ответы. Вот кошка перебежала дорогу. И неприятность может действительно случиться в этот день. Только при чем тут кошка? А если бы она не перебежала дорогу, то неприятность не произошла бы? А если бы кошка была серой?

Если мы посмотрим на приметы разных народов, то увидим, что одни и те же явления имеют абсолютно разный смысл. Например, во Франции влетевшая в окно птица – предвестник счастья, а в России – наоборот.

Суеверия в церковном мире

Зачастую за человеком, приходящим в церковь, тянется шлейф его заблуждений из дохристианской жизни. Обретая веру в Бога, человек перерождается не сразу: ему нужно долго и усердно трудиться над собой, изживая греховные привычки. А суеверия – привычка одна из самых живучих.

Самое серьезное и распространенное церковное суеверие – это боязнь что-то сделать в церкви не так: в таком случае якобы результат действия будет обратный желаемому. Свечки от лампадки зажигать нельзя, ставить их нужно только правой рукой. Считают опасным зажигать свечу от другой свечи, чтобы не взять на себя чужие грехи. По этой же причине боятся и найденных нательных крестиков: поднимешь чужую беду. Зажигая свечу, некоторые загадывают желание и ждут, чтобы свеча догорела до конца – тогда желание исполнится. Не редки из-за этого обиды, когда их свечу потушили.

Заблуждаются и те, кто думает, что хорошо иметь два имени: одно обычное, а другое – церковное, тогда ни одна порча не пристанет. По этой причине родные нередко просят назвать крещаемого другим именем (тайным). И кто-то верит, что крещенская святая вода, освященная накануне праздника (в сочельник), сильнее, чем освященная в сам праздник Богоявления, и лучше всего набрать святой воды от трех церквей – тогда она сильней будет…

После похорон батюшкам приходится слышать вопросы: можно ли до сорокового дня наводить порядок в доме, занавешивать ли зеркала и можно ли в родительские субботы поминать самоубийц?

Такого рода суеверия можно встретить среди людей, наполняющих храмы. Если вы встречались с подобными утверждениями, знайте, они не имеют общего с христианским учением.

Таинства, совершаемые священником, также не обходятся без «зоркого глаза». При святом крещении положен обряд пострижения волос. Волосы закатываются в воск, который бросается в купель с водою. И хотя воск воды легче и утонуть не может, восприемника и родителей вводит в заблуждение первый момент падения воска, брошенного иногда с силою и с высоты: утонет воск, значит, жизнь будет недолгой.

Что касается венчания, то по народному поверью считается, что уроненное кольцо предвещает скорую смерть супруга, которому принадлежит кольцо.

Такой же смысл придается и сгорающим свечам: у кого из брачующихся свеча догорит быстрее, тот, согласно примете, умрет первым. В мае избегают совершения браков, так как повенчанные в этом месяце будто бы будут всю жизнь свою маяться. Это нелепое верование возникло исключительно из совпадения слов.

Другой большой пласт суеверий связан с «порчей» и «сглазом». Люди разных возрастов и образованности объясняют этим явлением всевозможные проблемы. Несомненно, злые духи существуют и христианин не может не признавать их существования после множества свидетельств о них в Священном Писании. Однако гораздо проще объяснить взвинченный характер ребенка сглазом, нежели избалованностью, которую сами и привили. Нет мира с близкими? Но кто его нарушил? «Порча» и «сглаз» легко извиняют.

Православный, значит, несуеверный

Суеверность в церковной среде связана по большей части с недостатком образования. Очень быстро в суеверие превращается вера, не подкрепленная знанием, то есть смесь различных взглядов, в которой находится место и ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствует понятие «преображение человека».

Суеверия проникли в церковную жизнь, но сколько бы их ни было придумано, они останутся несовместимыми с христианской верой. Почему? Потому что суть ее в доверии Богу. Лукавый водит людей за нос и стремится заставить человека бояться собственной тени, чтобы тот перестал чувствовать себя свободным. А доверие и страх не живут под одной крышей. «Где Дух Господень, там свобода».

Традиция ли?

Как отличить традицию от суеверия? Благочестивая традиция разумна, она имеет твердое обоснование. Ее начало можно проследить в истории, она открыта, и в ней нет никакой нерушимой магической зависимости. Она всегда учитывает внутренний духовный мир человека, не нависая над ним дамокловым мечом.

Благочестивая традиция не подавляет свободу человека. Суеверие же, как правило, вещь в себе. Это данность: «так положено», «так делается». Почему? Никто не в состоянии объяснить – просто если поступишь так, то будет хорошо, а если нет, то плохо.

Для того чтобы разобраться, чему мы следуем: традиции или суеверию, нужно включить ум, обратиться к суеверию с детским вопросом: «А почему?» Как правило, суеверия – это голые утверждения, которые в силу пугающего эффекта люди не подвергают критике.

Как свет рассеивает тьму, так и суеверия рассыпаются перед истинной верой, которая есть доверие Богу. Если доверяем Ему, то нам ничто не повредит: ни черная кошка, ни разбитое зеркало, а даже более того, по словам святого апостола Павла, «любящим Бога… всё содействует ко благу».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 5 =