Экспедиция, в которую никто не верил

Олеся Мазалова

Православный мир

На протяжении двух с половиной месяцев многие с любопытством следили за велоэкспедицией по Якутии, в которой участвовали трое томичей. С трудом верилось, что команда преодолеет 4 тыс. километров на велосипедах, да еще и в условиях экстремальных морозов. Скептики посмеивались, близкие молились, а команда спокойно собирала рюкзаки.

17 апреля 2014 года штаб экспедиции получил известие: команда успешно достигла конечной точки маршрута, выполнив все цели и задачи! О том, ради чего нужно было подвергнуть себя столь суровому испытанию, участники рассказали после возвращения из экспедиции.

В международной зимней велоэкспедиции «Дорогами памяти. Томск – Саха (Якутия) 2014», приняли участие томичи Иоанн Чечнев, Егор Ковальчук, фотограф проекта Оксана Луговая, а также гражданин Польши велопутешественник Кшиштоф Суховерский. Целью этого необычного проекта было увековечение памяти жертв сталинских репрессий 30-х – 50-х годов ХХ столетия. Маршрут предполагал прохождение на велосипедах всей Якутии с юга на север, от г. Нерюнгри до г. Черского, по дорогам, вдоль которых в эти страшные годы располагались лагеря ГУЛАГа.

– В Якутии лагеря располагались каждые 50–60 километров. В них погибло более 1 млн человек. Наш маршрут будет проходить по дорогам, которые фактически сложены на человеческих костях, – рассказывал руководитель проекта Иоанн Чечнев, готовясь к экспедиции.

Всего на территории Республики Саха (Якутия) располагалось 105 лагерей, общая площадь которых составляла треть респуб­лики. Только в Оймяконе, самой холодной точке на планете, или, как его еще называют, на полюсе холода, действовало 32 лагеря. Нет смысла пояснять, что условия существования в них были невыносимыми.

Мы не экстремалы

Помимо преодоления 3 800 километров в условиях экстремально низких температур в задачу экспедиции входили выступления перед якутской молодежью в школах и вузах с рассказами о бывших лагерях и поселениях, находившихся на Якутской земле. Ребята разработали новый метод подачи исторического материала – метод экстремальных экспедиций, который, надо сказать, оправдал себя на все сто. Трудности пути, переплетаясь с живой историей, стали для слушателей проводником в трагическое прошлое нашей страны, наших предков.

– Наша экспедиция не являлась PR-кампанией, экстримом, желанием поставить тот или иной рекорд. В команде не было ни одного человека, который бы считал себя спортсменом, туристом, велосипедистом. Экспедицию не спонсировала ни одна из действующих политических партий. Единственное, что двигало нами, – это память об этих людях – сообщил Иоанн Чечнев.

Проект «Дорогами памяти» носит миссионерский характер. Весь путь ребята везли с собой икону Собора новомучеников и исповедников Российских, перед которой в местных церквях совершались молебны.

Начало пути

Подготовка к экстремальной велоэкспедиции заняла два года. Команде предстояло испытать на себе всю суровость Арктики, и, конечно, подготовиться к этому требовалось основательно. Первый этап проекта был реализован на Томской земле. В декабре 2013 года российская команда в том же составе прошла на велосипедах по маршруту Томск – Мельниково – Кривошеино – Молчаново – Парабель – Каргасок. В нем они опробовали и снаряжение, и свои силы.

1 февраля, в самый разгар морозов, команда села на «железных коней», начиная путь уже по Якутии. Фотограф и видеооператор проекта Оксана Луговая осуществляла функцию координатора и передвигалась на попутном транспорте.

Почти каждый день штаб экспедиции принимал сообщения о состоянии участников и их снаряжении, о метелях, поломках, встречах с людьми и вместе с этими событиями всевозрастающий накал переживаний, проникновение в трагические судьбы.

 «Особенно запомнился тот день, когда уже на закате мы подъехали к лагерю «Васильевка». Мороз крепчал, слезы на лице стянули глаза и с трудом позволяли смотреть за горизонт, на землю, где находились тысячи разрушенных временем столбиков с надписью «ЗК». Подойдя к часовне, которая стоит на месте кладбища, мы зажгли маленькую лампадку, прочли молитву. В этот момент я в большей степени осознал значимость всего происходящего! «Это стоит того!» – кричал во мне внутренний голос. Это стоит того, чтобы, пройдя тысячи километров, зажечь в вечном холоде маленький огонек в память о своих предках, которые верили, что о них когда-нибудь вспомнят…»

24 февраля. Иоанн Чечнев

 

«Пройдя ледовую переправу на р. Алдане, мы вновь вышли на разбитую дорогу, усыпанную щебенкой. На ней нет крестов, привычных оградок, нет живых или мертвых цветов. Ее принято называть магаданской трассой. Люди от непосильных условий существования падали и умирали прямо возле дороги, а лагерные участки здесь располагались каждые 10–12 километров. На скольких тысячах тел погибших стоит эта дорога, сказать сложно. Это, пожалуй, одно из самых протяженных и совсем не почитаемых кладбищ на нашей земле».

4 марта. Иоанн Чечнев

«Слава богу, потеплело – минус 35!»

Команда продвигалась часто не только днем, но и в темное время суток, ночью.

Температура, при которой приходилось двигаться, была минус 55. Велосипед просто не хотел ехать. При переходе до Якутска трижды приходилось возвращаться из-за неполадок. На четвертый раз, выехав, мы проехали всего 10 километров и 3 часа возвращались пешком, – поведал о трудностях Иоанн Чечнев. – Едешь и понимаешь, что если перестанешь крутить педали, то, возможно, машина опять заглохнет. Пятый переход завершился благополучно. Мы выехали полпятого утра и в час ночи прибыли в населенный пункт, преодолев 95 километров. После Якутска морозы стали спадать.

– Никогда не думала, что скажу «Слава богу, потеплело – минус 35! – с улыбкой добавила Оксана Луговая.

Самый большой переход у команды был свыше 200 километров и занял 28 ходовых часов.

 Самый страшный вопрос

Слушая о невероятной выносливости, я почти забыла, что наши герои тоже люди. Набравшись смелости, спросила: «Где же вы спали?» Не знаю, как покажется читателю, но мне ответ показался еще более страшным:

– Ночевки первой части пути мы не мыслили без палатки, потому что мы только столкнулись с теми условиями. Но на разбивку лагеря уходило очень много времени, а наутро просыпались в обледеневшем панцире. Потом мы поняли, что можно обходиться и без палатки, и вторую часть пути уже ночевали просто под открытым небом: в сугробе растаптывали место, клали коврики и залазили в спальники. Самая холодная ночевка без палаток была при температуре почти минус 50 градусов.

Комментарии излишни…

 Падали, но вставали

– Когда мы шли по Колыме, основная сложность была связана с метелями. Ветер сбрасывал с велосипедов, мы падали, но, вставая, все равно были спокойны. В течение экспедиции я искал в себе чувство страха, но понял, что цели проекта превыше страха. Это целая миссия, страх по сравнению с ней мелкое чувство. У нас никогда не было мыслей повернуть назад. Впереди был только г. Черский, – поделился руководитель проекта.

Место встреч

Как это ни удивительно, но команда оказалась не единственной на этих дорогах. За время экспедиции им повстречались английская велопутешественница Хэлен и путешественница-француженка Патрисия Шишманова.

– Мы встретили также съемочную группу National Geografic, которые в шоке выбежали из своих комфортных машин и, установив множество аппаратуры, начали нас снимать. Потом встретили еще одну съемочную группу из Москвы. Многие удивлялись: «Почему при таком уникальном проекте рядом с вами нет машин сопровождения с подготовленной съемочной группой?» В тот момент было чуть-чуть обидно, что не все, кто знал о проекте, оценили его до экспедиции.

Сейчас, после того как экспедиция успешно завершена, участники получают много писем. Реализованный проект получил очень высокую оценку.

Духовная поддержка

17 апреля участники экспедиции «Дорогами памяти. Томск – Саха (Якутия) 2014» достигли города Черского. Там ими была передана в дар храму Рождества Христова икона Собора новомучеников и исповедников Российских, которая прошла весь этот путь вместе с ними.

– Мы говорим: Не мы везли эту икону, а она нас». Преодолеть этот долгий и трудный путь нам помогла наша вера и молитвы.

Продолжение следует

Экспедиция успешно завершена, все ее цели оказались реализованы. По собранному материалу команда планирует выпустить к середине лета 2014 года документальный фильм «Во власти холода». Также летом начнется работа над созданием книги «Дорогами памяти». В десяти или более городах России планируется проведение благотворительной фотовыставки Оксаны Луговой.

«Мы просто обязаны об этом помнить и говорить».

 Мы знали, что если сломается велосипед, то мы будем идти пешком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =